17 апреля 2018 в 08:21

ЦБ почуял угрозу

Регулятор может поменять политику из-за обвала рубля

Фото: News.ru/Сергей Булкин

Банк России, сохранявший олимпийское спокойствие во время недавнего обвала рубля, в итоге всё же не смог остаться абсолютно безучастным к волнующим всех событиям. Выдержав для солидности паузу, регулятор устами первого зампреда Ксении Юдаевой озвучил возможные изменения в своей денежно-кредитной политике в связи с воздействием новых западных санкций на российскую экономику.

Первое, что обеспокоило ЦБ, это возможный рост инфляционных рисков, обусловленный негативной реакций рубля на введённые с 6 апреля санкции США. В этой связи Банк России даже объявил о возможном пересмотре в сторону повышения своего прогноза по инфляции на 2018 год. Нынешний прогноз ЦБ по годовой инфляции находится в диапазоне 3–4%, а в марте рост цен в годовом выражении, согласно последним данным Банка России, составил 2,4%.

США объявили о новых санкциях против РФ 6 апреля, что спровоцировало сильнейший обвал отечественного фондового рынка и самое резкое с 2015 года ослабление рубля. В ходе первых трёх торговых сессий прошлой недели рубль падал более чем на 10% к доллару и евро, обновив двухлетние минимумы. На пике паники курс доллара кратковременно поднимался выше 65 рублей, евро — выше 80 рублей. В дальнейшем российская валюта смогла частично восстановить позиции и сейчас торгуется на уровнях 62–62,5 рубля за доллар и 76,5–77,5 рубля за евро.

Глава Банка России Эльвира Набиуллина, комментируя скачки курса, уверяла, что никаких рисков финансовой стабильности нет и «финансовая сфера вскоре адаптируется к изменившимся внешним условиям». В свою очередь Юдаева назвала бурную реакцию рынков «адекватной» ситуации, гордо отметив, что резкое ухудшение внешних факторов не смогло вызвать «неконтролируемых изменений», как это бывало в прежние периоды высокой волатильности. По словам первого зампреда ЦБ, в сложных условиях российский рынок продемонстрировал «зрелость и стабильность работы», в связи с чем «драматической потери ликвидности» на валютном рынке в стрессовые дни (9–10 апреля) не произошло. В результате Банку России не пришлось принимать никаких специальных мер наподобие валютных интервенций.

Дальнейшее снижение ставки ЦБ под вопросом

Фото: News.ru/Сергей Булкин

Любые высказывания представителей Центробанка по поводу инфляционных процессов участники рынка рассматривают через призму перспектив изменения процентных ставок. Поэтому слова Юдаевой о возможном повышении прогноза инфляции могут быть сигналом о том, что процесс планомерного снижения ключевой ставки регулятора может быть приостановлен.

Не стоит забывать, что отложенное влияние на рост инфляции может оказать повышение реальных зарплат, которое за первые два месяца текущего года составило 10%. Ранее ЦБ неоднократно указывал, что очень внимательно отслеживает уровень потребительской активности с точки зрения возможного роста инфляционных рисков.

В текущем году ставка ЦБ была снижена на 0,25 процентного пункта, до 7,25% годовых. До конца года аналитики прогнозировали ещё 2–3 раунда снижения стоимости кредитования. Теперь же эти прогнозы вызывают сильные сомнения.

Ближайшее заседание совета директоров Банка России по кредитной политике состоится 27 апреля. Консенсус-прогноз аналитиков предполагает, что ставка на этом заседании будет оставлена без изменения.

Кстати, как раз сегодня Банк России объявил о снятии ограничения на невозможность повышения ключевой ставки в зависимости от прогноза инфляции. Так что теперь ставка теоретически может пойти не только вниз, но и вверх. А, как известно, высокая стоимость кредита является одним из главных тормозов развития реального сектора экономики РФ.

Впрочем, повышение ставки в обозримом будущем всё-таки маловероятно, ведь ЦБ и без того постоянно подвергают жёсткой критике за то, что он душит экономику дорогими кредитами. Подъём ставки может последовать только в том случае, если инфляция ощутимо превысит целевые 4% или если темпы девальвации рубля резко возрастут.

Ограничить валютные кредиты
Фото: News.ru/Сергей Булкин

Другим изменением в политике Банка России может стать введение дополнительных мер по ограничению кредитования в валюте, сообщила Ксения Юдаева. По её словам, «темпы валютизации» в РФ начали расти, а накопление валютного долга — источник потенциальных рисков.

Россия является страной с повышенным соотношением корпоративного валютного долга к ВВП. По словам Юдаевой, этот показатель сейчас составляет 22% ВВП. В частности, внешняя задолженность нефтегазового сектора на текущий момент в 2,7 раза превышает суверенный долг и имеет тенденцию к росту.

Поэтому в условиях санкций важно предотвратить новую волну накопления валютных рисков. При этом ЦБ никаких прямых запретов в данной сфере вводить не планирует, а мерой по ограничению валютного кредитования, которая сейчас обсуждается, может стать повышение коэффициентов риска на подобного рода кредиты экспортёрам.

Сергей Дроздов, аналитик ГК «Финам»:

— Инфляция в РФ в годовом выражении уже более полугода остаётся ниже целевого уровня, заданного Банком России. Однако до конца 2018 года инфляция может ускориться, чему отчасти будут способствовать рост цен на бензин и озвученные президентом масштабные инфраструктурные проекты, призванные придать дополнительный стимул росту экономики страны. В свою очередь недавнее ослабление курса национальной валюты также создаёт угрозу роста инфляции из-за возможного удорожания импортных товаров и комплектующих, доля которых на российском рынке по-прежнему велика.

Для рубля ситуация на нефтяном рынке по-прежнему важнее, чем продолжающееся сокращение разницы между ставками ФРС и Банка России. Так что потенциальное изменение ключевой ставки никак не повлияет на курс национальной валюты. Основную поддержку рублю на длинном горизонте по-прежнему будут оказывать относительно высокие нефтяные котировки. В случае ослабления санкционного давления со стороны США рубль вполне может вернуться в диапазон 55–61 рубль за доллар. Соответственно, при развитии данного сценария риски роста импортной составляющей в оценке инфляции будут нивелированы.

Анна Бодрова, старший аналитик дилинг-центра «Альпари»:

Фото: FINAM.RU

— Учитывая внешний фон и геополитическую конъюнктуру вокруг Сирии, обольщаться насчёт восстановления рубля не стоит. Определённую опору национальной валюте сейчас оказывают цены на нефть: если бы чёрное золото не было таким дорогим, рубль давно бы рухнул дополнительно.

В фокусе внимания по-прежнему остаётся вопрос с усилением антироссийских санкций. О них может быть объявлено уже сегодня и, по всей видимости, ужесточение может коснуться отдельных персоналий и компаний. Если западные санкции обнажат и так видимые риски, рублю не поздоровится. Пара доллар — рубль при ухудшении внешнего фона способна быстро вернуться выше 63,5 рубля и активировать тем самым прежнюю цель — 66,5 рубля за доллар США.

Александр Соболев
Александр Соболев