В 60–70-е годы прошлого века его песни были слышны из всех окон. Люди останавливались на улице, чтобы послушать Высоцкого. Его песни записывали и переписывали на бабины магнитофонов, потом появились пластинки. Мы бежали к телевизорам, чтобы в десятый раз посмотреть «Вертикаль» или «Место встречи изменить нельзя».
Он был любим тогда и остаётся таковым сегодня. Как показывает опрос ВЦИОМ, по популярности актёр, поэт, певец уступает только первому космонавту Юрию Гагарину. Но именно этих, очень разных людей большинство опрошенных назвало «русскими кумирами XX века».
Для большинства (47%) он, прежде всего, остаётся певцом. Его песни слушали 98%, а ещё 92% смотрели фильмы с его участием, а кому-то (40%) повезло увидеть актёра на сцене или хотя бы посмотреть записи спектаклей. И практически всем (92%) его творчество нравится. При этом 67% респондентов считают, что Владимир Высоцкий оказал очень сильное влияние на формирование взглядов и ценностей большого числа людей своего и последующих поколений.
Генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук Константин Абрамов:
«Владимир Семёнович Высоцкий оказался не только кумиром для поколения советских людей 60–70-х годов ХХ века, певцом, поэтом, артистом, но и человеком, который известен абсолютному большинству россиян спустя почти 40 лет после смерти. Жеглов на экране, автор „Песни о друге“, его песни оцифрованы, перекочевали с бабин советских магнитофонов, а образ бескомпромиссного сыщика УгРо стал прототипом многочисленных сериалов уже постсоветской эпохи».
Владимир Семёнович оставил стихи, песни, фильмы, спектакли, которые успели снять на видео, и, конечно, воспоминания друзей, знакомых, коллег.
Сергей Слонимский, композитор, пианист, музыковед, профессор, народный артист РСФСР, специально для News.ru:
Встретились мы с Владимиром Семёновичем на фильме «Интервенция». Этот фильм снимал очень талантливый режиссёр Геннадий Полока. Это фактически был первый советский мюзикл. Всё было основано на музыкальных номерах.
Владимир Семёнович был не только замечательный поэт, композитор, актёр, но он ещё был и великолепный певец. Он оказался прекрасным исполнителем не только собственных сочинений, но и чужих. Это особый талант, который я не подозревал в бардах.
Он с пианистом учил мелодию, которую я сочинил для песни «Деревянные костюмы», и ещё одну — «До нашей эры соблюдалось чувство меры». Она не вошла в фильм, потому что поётся бандитом, а Владимир Семёнович играл большевика, причём с фамилией Бродский.
В общем, киношное начальство не пропустило этот фильм: Бродский, да ещё Владимир Семёнович в главной роли, да ещё такое изображение революции... Так эта лента и пролежала около 20 лет на полке.
«Деревянные костюмы» ему помог исполнить ансамбль филармонического оркестра, с которым мы записывали этот фильм. В этом ансамбле была гитара, балалайка и ударные. Я подарил эту запись музею Высоцкого. Они почему-то решили, что эту мелодию не мог сочинить композитор, а сочинил бард. Но они ошибаются. Потом Высоцкий сделал свой вариант — более простой по мелодии и более короткий, который он исполнял на концертах.
«Деревянные костюмы» он великолепно выучил с пианистами, как настоящий певец. Причём на съёмочной площадке он работал как зверь. Это я видел. И его первая жена очень заботливо к нему относилась. Принесла полотенца, напитки и так далее.
У меня было очень позитивное ощущение от его работы. Вообще, с талантливыми людьми работать очень легко. Трудно работать с посредственными.
Мне немного не по душе, что в последние годы средства массовой информации сделали из талантливейшего человека какое-то «наше всё», но при это педалируют какие-то медицинские проблемы. Это всё должно быть тайной. Это личные моменты, которые нельзя выставлять на публику.
Я, конечно, не был другом или близким знакомым Владимира Семёновича, но мы общались очень легко и чрезвычайно комфортно на съёмочной площадке. Это был 1968 год. А выпустили фильм уже после смерти Владимира Семёновича, в 1987 году.
Это очень яркий фильм. С великолепными актёрами, такими как Сергей Юрский, Ефим Копелян, Валерий Золотухин. Замечательные именно мужские роли, во главе, конечно, с парадоксальной ролью большевика-подпольщика.
Высоцкий оставил у меня впечатление чрезвычайно трудолюбивого, серьёзного, целеустремлённого, талантливого человека. И музыкант талантливый, и актёр замечательный, и поэт. Я очень любил его песни, которые я знал по спектаклю Юрия Любимого «Десять дней, которые потрясли мир». Они пронизывают весь спектакль.
Я услышал его впервые где-то в 62-м году. Я слышал его песни, но не знал, кто автор.