Судьба Джоан Роулинг напоминает сюжет старого дамского романа, написанного автором средней руки. Девушка из интеллигентной семьи считала себя законченной неудачницей: она не поступила в Оксфорд, брак оказался неудачным — муж её бил, потом и вовсе ушёл. Джоан испытывала нужду, живя на пособие. У неё не было никаких жизненных перспектив, зато имелась мечта: Джоан Роулинг писала книгу.
Идея романа для детей пришла к ней, когда она была в дороге, и так отчётливо, что она сразу представила его в деталях — вплоть до шрама на лице главного героя, мальчика-волшебника. Когда книга была написана, Джоан удалось пристроить рукопись в литературное агентство. Но издательства не хотели брать роман о Гарри Поттере, произведение начинающей писательницы казалось им коммерчески бесперспективным. Роулинг и Поттера спасла маленькая дочь одного из издателей — она прочла первую главу и потребовала продолжения.
«Гарри Поттер и философский камень» был издан мизерным тиражом, но успех оказался таким оглушительным, что тираж пришлось срочно допечатывать. Смехотворный первоначальный гонорар в 1,5 тыс. фунтов сменили миллионы, за новыми частями книги выстраивались огромные очереди. Джоан Роулинг стала мультимиллионером, самой влиятельной женщиной Великобритании, известной благотворительницей. Личная жизнь тоже наладилась — она вышла замуж за хорошего человека. На этом месте многие авторы дамских романов (к примеру, покойная Барбара Картленд) поставили бы точку. Моралью книги о Джоан Роулинг была бы фраза: «Никогда не надо сдаваться». Но реальная история Роулинг куда более интересна.

Она сделала то, что до неё мало кому удавалось. В наше всё меньше читающее время она пишет многостраничные романы, которые с наслаждением читают дети. Но при этом в них есть серьёзное философское содержание, а сюжет так увлекателен, что ими увлекаются и взрослые.
Бывшая ученица закрытой школы, она многое заимствовала из собственной жизни. Говорят, в юности она была похожа на всезнайку Гермиону, а директор её школы — вылитый Дамблдор. Но это не главное, существеннее то, что Роулинг уловила потребность нашего рационального века в чуде. Гарри Поттер — обычный паренёк, но в то же время гениальный волшебник. Вероятно, детям он так дорог потому, что эту роль примеряет на себя любой забитый сверстниками, обиженный домашними мальчишка.

После цикла о Гарри Поттере Роулинг написала несколько очень приличных детективов, но они не идут ни в какое сравнение с её первыми книгами. Наверное, такой успех возможен лишь однажды.
С нами осталась крепкая писательница, книги которой будут раскупаться из-за того, что она автор романов о Гарри Поттере. А с Джоан Роулинг — деньги и слава. И, возможно, горькое сожаление о том, что те дни, когда она, нищая, больная и отчаявшаяся, писала «Гарри Поттер и философский камень», никогда больше не повторятся.