30 июня в Казахстане было отмечено сразу тремя митингами: одним провластным и двумя оппозиционными. Последние привлекли наибольшее внимание, так как впервые за долгое время власти страны санкционировали протестные демонстрации. Акции оппозиции состоялись на фоне крайне напряжённой ситуации в связи со взрывами в городе Арыс, однако требования протестующих были связаны, в основном, с политическими реформами.
Депутаты Мажилиса (нижней палаты парламента Казахстана) от пропрезидентской партии Nur Otan (основана в 1999-м Нурсултаном Назарбаевым) устроили в столице демонстрацию против дестабилизации и провокаций в стране. Очевидно, намёк был на прошедшие почти одновременно акции противников действующей власти. Впрочем, все демонстрации носили мирный характер — до столкновений с правоохранителями и задержаний дело не дошло.
Если провластный митинг собрал, по официальным данным, порядка полутора тысяч человек, то оппонентов власти, вышедших на улицы Нур-Султана и Алматы, было куда меньше — всего несколько сотен. Зато требования их, в отличие от размытых лозунгов депутатов Nur Otan, оказались вполне конкретными. Демонстранты заявили о необходимости обширных политических реформ, включая создание однопалатного парламента, обеспечение свободы мирных собраний, упрощение регистрации политических партий, отмену требования о наличии пятилетнего стажа госслужбы для кандидатов в президенты страны и т. д.
Митинг в Нур-Султане начался с минуты молчания в память о жертвах ЧП в Арысе. Там три дня назад произошло возгорание на складе боеприпасов, повлёкшее несколько взрывов. В результате погибли три человека, десятки получили ранения, жителей города было решено эвакуировать. Изначально широкое распространение получили сообщения о том, что жертвами стали сотни человек, а взрывы привели к росту радиоактивного фона. Позднее эти данные были опровергнуты, хотя до сих пор толком неясно, в чьих интересах было распространение ложной информации.
Митинг в Актау. 18.12.2011. Площадь Ынтымак, Актау, Казахстан #Zhanaozen #kz #Казахстан #Жанаозен pic.twitter.com/4qAnMzxS
— Дмитрий Щёлоков (@78ds) 18 декабря 2011 г.
Участники же оппозиционных митингов, пользуясь тем, что их акции впервые за много лет удалось согласовать с властями (в Алматы организаторам демонстрации ранее отказывали более 30 раз), сосредоточились на политических вопросах. И это вполне логично, отметил в беседе с News.ru старший преподаватель департамента политической науки НИУ ВШЭ, эксперт Российского совета по международным делам Григорий Лукьянов.
Оживление сегодняшней политической ситуации в Казахстане связано во многом с тем, что правила игры поменялись после ухода Нурсултана Назарбаева с поста президента, считает эксперт: в обществе существуют и определённые ожидания, и определённое недовольство, связанное с первыми шагами сенаторов и членов кабинета министров после назарбаевской отставки.
Новая власть подчас выказывает чрезмерные свидетельства своей личной преданности Назарбаеву. Это, в свою очередь, вызывает неприятие у молодёжи, у значительной части интеллигенции, которая, признавая достижения президента и его вклад в становление современного независимого развитого государства, подчёркивает, тем не менее, что страна переходит в новую эпоху, в которой закон не должен иметь никаких исключений, — подчёркивает Лукьянов.
По словам эксперта, активизация политической жизни, с одной стороны, всё-таки поддерживается значительной частью политической элиты, в том числе, взращённой Назарбаевым, а с другой — и самим экс-президентом.
Эти процессы начались не сегодня и не вчера, и они грамотно укладываются в назарбаевское видение будущего развития Казахстана — как общества с развитой коммуникацией между властью и народом, где существует обратная связь, выражающаяся и через акции, в ходе которых население может заявлять о своих интересах и чаяниях.
Однако важно и то, прислушается ли власть к требованиям своих оппонентов.
Вероятность этого имеется, ведь даже после избрания нового президента Касыма-Жомарта Токаева неоднократно заявлялось, что при следовании «заветам» Назарбаева будут определённого рода трансформации политического курса, напоминает Григорий Лукьянов:
Многие из требований, высказанных в ходе митингов 30 июня, при должной интерпретации могут быть вписаны властью в логику тех реформ, которые экс-президент наметил ещё до своей отставки. Речь, в частности, идёт о развитии парламентской республики, концентрации власти не в руках главы государства, а у парламента, который будет в большей степени представлять интересы населения. В средне- и долгосрочной перспективе страна продолжит двигаться по пути реформ, намеченных Назарбаевым, и он, пока жив, будет содействовать им.
С другой стороны, отмечает эксперт, быстрых решений власть себе позволить не в состоянии, поскольку это может быть расценено как свидетельство её бессилия. Поэтому моментально «прогибаться» перед населением, а точнее, перед теми, кто вышел на митинги, она не станет — ради сохранения не только лица, но и авторитета государства в целом.
Но не прислушиваться к населению Казахстана политическая элита страны тоже не может — это прекрасно понимает и президент Токаев, и руководители политических партий, и правительство, — заключает Григорий Лукьянов.