31 января 2018 в 15:00

США и Россия сверяют разведсводки

Почему стало известно о визите главы СВР Нарышкина в Америку

Глава российской Службы внешней разведки Сергей Нарышкин Глава российской Службы внешней разведки Сергей Нарышкин Фото: ТАСС/Сергей Бобылев

Глава демократической фракции Сената США Чак Шумер призвал администрацию объяснить визит в страну главы российской Службы внешней разведки Сергея Нарышкина.

«Администрация Трампа должна немедленно внести ясность и ответить на вопрос, с какими американскими официальными лицами он встречался», — цитирует сенатора издание The Hill.

Реакция сенатора тем более бурная, что имя руководителя СВР фигурирует в так называемом кремлёвском списке, опубликованном накануне американским Минфином. Нарышкин упомянут в нём наряду с руководителями администрации президента России, членами правительства и главами ключевых ведомств.

Шумер — последовательный критик действий администрации Трампа, сравнивший в июле Белый дом с «желе» — предположил, что Нарышкин приезжал в США не один. В связи с этим у него возник ещё один вопрос: «Каких других лиц из российской разведывательной службы, попавших под санкции, администрация Трампа впустила в нашу страну?»

Президент США Дональд Трамп Президент США Дональд Трамп Фото: Official White House Photo by Shealah Craighead

Кроме того, сенатор считает, что визит Сергея Нарышкина связан с решением Дональда Трампа не вводить очередные санкции против России. Ранее Чак Шумер и сенатор Бен Кардин обвинили президента Соединённых Штатов в том, что он, по их мнению, слишком «мягко» относится к своему российскому коллеге Владимиру Путину. Свою позицию члены верхней палаты американского Конгресса объяснили тем, что Трамп не вводит новых ограничений в отношении России, в то время как Вашингтон считает, что Москва «продолжает пытаться вмешиваться в американские выборы».

О визите главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина, который с апреля 2014-го попал под американские санкции как председатель Госдумы (2011–2016), рассказал в эфире федерального телеканала посол России в США Анатолий Антонов. По его словам, глава Службы внешней разведки консультировался с американскими коллегами по вопросам борьбы с терроризмом. Обсуждали в том числе совместную работу, связанную с предстоящим ЧМ-2018 по футболу в России. Ведь даже в самое трудное время в отношениях двух стран контакты между спецслужбами продолжались, отметил российский посол. По данным New York Daily News, глава СВР встретился с директором Национальной разведки США Дэном Коутсом и другими представителями разведсообщества.

Напомним, в декабре директор контртеррористического центра США Николас Расмуссен заявил, что представители Москвы и Вашингтона обсудили подготовку к чемпионату мира по футболу. Он пояснил, что во время переговоров представители российской и американской сторон договорились в преддверии спортивного мероприятия создать механизм обмена развединформацией.

Дипломатия спецслужб

Тема «контактов с русскими» в США уже давно стала внутриполитическим инструментом, ограничивающим возможность развития российско-американских отношений. На этом фоне приезд руководителя СВР Нарышкина в Америку, который попал под санкции на другом месте работы, выглядит чуть ли не зловеще. В реальности же контакты по линии спецслужб России и США не прерывались ни во время украинского кризиса, ни во время проведения Олимпиады в Сочи, ни после начала российской военной операции в Сирии, где ВКС РФ первым делом начали бомбить не «Исламское государство» и «ан-Нусру» (запрещённые в РФ), а группы оппозиции, которые поддерживались американскими спецслужбами для давления на режим Асада и выживания в среде укоренившихся в сирийском революционном движении радикалов. Как отмечал в 2017 году директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александр Бортников, «есть прямые контакты между руководителями спецслужб, прежде всего с ЦРУ», и «это касалось не только сирийской проблематики, это касалось вообще вопросов противодействия терроризму».

Эдлай Стивенсон демонстрирует аэрофотоснимки пусковых установок советских ракет на Кубе Совету Безопасности ООН Эдлай Стивенсон демонстрирует аэрофотоснимки пусковых установок советских ракет на Кубе Совету Безопасности ООН Фото: wikipedia.org/US Government

Можно обратиться к истории и вспомнить Карибский кризис, параллели с которым любят проводить современные журналисты даже там, где они совсем неуместны. Как отмечают историки, во время тяжёлой ситуации вокруг Кубы Хрущёв и Кеннеди договорились передавать свои письма друг другу через доверенных людей, минуя Госдепартамент США и МИД СССР. Звенья этой «цепочки» включали Роберта Кеннеди, советского посла в Соединённых Штатах Анатолия Добрынина, журналистов с резидентами спецслужб.

В нынешней нездоровой обстановке вокруг «российского следа» публичные контакты между руководителями силовых ведомств обеих стран затруднены. Но учитывая каналы связи между Минобороны и Пентагоном, о которых постоянно сообщается в СМИ, эпизод с благодарностью Владимира Путина Дональду Трампу за информацию американских спецслужб, позволившую предотвратить «крупный террористический заговор в Санкт-Петербурге», возможно, в перспективе информация о контактах силовых ведомств перестанет восприниматься столь остро.

Тем более что партнёрство на двусторонней и многосторонней основе между США и союзниками в рамках НАТО, Интерпола, Европола часто упирается в бюрократические ограничения, которые препятствуют эффективной борьбе с терроризмом, а террористов-одиночек или ограниченную группу, но имеющую прямую связь с глобальными группировками, крайне тяжело вычислить.

Между тем работа спецслужб строится на предотвращении терактов на стадии планирования, но, грубо говоря, к каждому мигранту сотрудника спецслужб не приставишь. Поэтому для успешных контртеррористических действий либо нужна глобальная слежка, которую сложно организовать даже в условиях зачастую раздутых бюджетов спецслужб, либо необходимо кооперироваться в международном масштабе, пусть даже неафишируемо.

Антон Мардасов
А. Мардасов