Глава демократической фракции Сената США Чак Шумер призвал администрацию объяснить визит в страну главы российской Службы внешней разведки Сергея Нарышкина.

«Администрация Трампа должна немедленно внести ясность и ответить на вопрос, с какими американскими официальными лицами он встречался», — цитирует сенатора издание The Hill.

Реакция сенатора тем более бурная, что имя руководителя СВР фигурирует в так называемом кремлёвском списке, опубликованном накануне американским Минфином. Нарышкин упомянут в нём наряду с руководителями администрации президента России, членами правительства и главами ключевых ведомств.

Шумер — последовательный критик действий администрации Трампа, сравнивший в июле Белый дом с «желе» — предположил, что Нарышкин приезжал в США не один. В связи с этим у него возник ещё один вопрос: «Каких других лиц из российской разведывательной службы, попавших под санкции, администрация Трампа впустила в нашу страну?»

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Президент США Дональд ТрампФото: Official White House Photo by Shealah CraigheadПрезидент США Дональд Трамп

Кроме того, сенатор считает, что визит Сергея Нарышкина связан с решением Дональда Трампа не вводить очередные санкции против России. Ранее Чак Шумер и сенатор Бен Кардин обвинили президента Соединённых Штатов в том, что он, по их мнению, слишком «мягко» относится к своему российскому коллеге Владимиру Путину. Свою позицию члены верхней палаты американского Конгресса объяснили тем, что Трамп не вводит новых ограничений в отношении России, в то время как Вашингтон считает, что Москва «продолжает пытаться вмешиваться в американские выборы».

О визите главы Службы внешней разведки Сергея Нарышкина, который с апреля 2014-го попал под американские санкции как председатель Госдумы (2011–2016), рассказал в эфире федерального телеканала посол России в США Анатолий Антонов. По его словам, глава Службы внешней разведки консультировался с американскими коллегами по вопросам борьбы с терроризмом. Обсуждали в том числе совместную работу, связанную с предстоящим ЧМ-2018 по футболу в России. Ведь даже в самое трудное время в отношениях двух стран контакты между спецслужбами продолжались, отметил российский посол. По данным New York Daily News, глава СВР встретился с директором Национальной разведки США Дэном Коутсом и другими представителями разведсообщества.

Напомним, в декабре директор контртеррористического центра США Николас Расмуссен заявил, что представители Москвы и Вашингтона обсудили подготовку к чемпионату мира по футболу. Он пояснил, что во время переговоров представители российской и американской сторон договорились в преддверии спортивного мероприятия создать механизм обмена развединформацией.

Дипломатия спецслужб

Тема «контактов с русскими» в США уже давно стала внутриполитическим инструментом, ограничивающим возможность развития российско-американских отношений. На этом фоне приезд руководителя СВР Нарышкина в Америку, который попал под санкции на другом месте работы, выглядит чуть ли не зловеще. В реальности же контакты по линии спецслужб России и США не прерывались ни во время украинского кризиса, ни во время проведения Олимпиады в Сочи, ни после начала российской военной операции в Сирии, где ВКС РФ первым делом начали бомбить не «Исламское государство» и «ан-Нусру» (запрещённые в РФ), а группы оппозиции, которые поддерживались американскими спецслужбами для давления на режим Асада и выживания в среде укоренившихся в сирийском революционном движении радикалов. Как отмечал в 2017 году директор Федеральной службы безопасности (ФСБ) Александр Бортников, «есть прямые контакты между руководителями спецслужб, прежде всего с ЦРУ», и «это касалось не только сирийской проблематики, это касалось вообще вопросов противодействия терроризму».

Эдлай Стивенсон демонстрирует аэрофотоснимки пусковых установок советских ракет на Кубе Совету Безопасности ООНФото: wikipedia.org/US GovernmentЭдлай Стивенсон демонстрирует аэрофотоснимки пусковых установок советских ракет на Кубе Совету Безопасности ООН

Можно обратиться к истории и вспомнить Карибский кризис, параллели с которым любят проводить современные журналисты даже там, где они совсем неуместны. Как отмечают историки, во время тяжёлой ситуации вокруг Кубы Хрущёв и Кеннеди договорились передавать свои письма друг другу через доверенных людей, минуя Госдепартамент США и МИД СССР. Звенья этой «цепочки» включали Роберта Кеннеди, советского посла в Соединённых Штатах Анатолия Добрынина, журналистов с резидентами спецслужб.

В нынешней нездоровой обстановке вокруг «российского следа» публичные контакты между руководителями силовых ведомств обеих стран затруднены. Но учитывая каналы связи между Минобороны и Пентагоном, о которых постоянно сообщается в СМИ, эпизод с благодарностью Владимира Путина Дональду Трампу за информацию американских спецслужб, позволившую предотвратить «крупный террористический заговор в Санкт-Петербурге», возможно, в перспективе информация о контактах силовых ведомств перестанет восприниматься столь остро.

Тем более что партнёрство на двусторонней и многосторонней основе между США и союзниками в рамках НАТО, Интерпола, Европола часто упирается в бюрократические ограничения, которые препятствуют эффективной борьбе с терроризмом, а террористов-одиночек или ограниченную группу, но имеющую прямую связь с глобальными группировками, крайне тяжело вычислить.

Между тем работа спецслужб строится на предотвращении терактов на стадии планирования, но, грубо говоря, к каждому мигранту сотрудника спецслужб не приставишь. Поэтому для успешных контртеррористических действий либо нужна глобальная слежка, которую сложно организовать даже в условиях зачастую раздутых бюджетов спецслужб, либо необходимо кооперироваться в международном масштабе, пусть даже неафишируемо.