Агентство по международному развитию (USAID), считающееся одним из главных инструментов «мягкой силы» США, представило результаты общественного опроса, проведённого в Белоруссии. Среди тем, на которые предлагалось высказаться респондентам, — потенциальные реформы в республике, внешнеполитические симпатии и опасения и т.д. Некоторые белорусские наблюдатели отмечают, что сам факт проведения социологического исследования — к слову, весьма масштабного: респондентам было задано 54 вопроса — говорит о зондировании Вашингтоном почвы для «возвращения» в Белоруссию и закрепления там. На фоне очередных проблем в отношениях Москвы и Минска и пробуксовывающего процесса создания Союзного государства такая версия выглядит вполне логичной.
Хотя США регулярно высказывают претензии в адрес белорусского руководства, Вашингтон никогда не скрывал своей заинтересованности в деятельности на территории республики. USAID работает в РБ на протяжении уже 20 лет, и цели его сформулированы вполне чётко.
Программы Агентства по развитию гражданского общества в Беларуси направлены на формирование сильных и устойчивых общественных организаций, которые могут эффективно сотрудничать с органами власти и решать актуальные социально-экономические вопросы, а также влиять на управленческие и политические решения как на местном, так и на государственном уровне, — говорится на сайте американской организации.
Для реализации этих задач USAID регулярно проводит замеры общественного мнения. Последний на сегодня опрос в Белоруссии, результаты которого обнародованы сейчас, прошёл в сентябре и продемонстрировал, в числе прочего, отсутствие ярко выраженных пророссийских настроений.
Так, в частности, отвечая на вопрос «В каком союзе государств лучше жить народу Беларуси?» лишь 22,2% респондентов высказались за Союзное государство с Россией. Немногим меньше — 18% — поддерживают идею вступления в Европейский союз, а большинство же — 43% — выбрали вариант «Независимая Беларусь».
При этом Россия жителями РБ по-прежнему рассматривается как наиболее дружественное государство — такое мнение поддержали 80,2% опрошенных. А вот США с 39,6% голосов заняли первое место в списке самых недружественных стран. В то же время среди наиболее актуальных внешних угроз экономическое давление Москвы и возможная военная агрессия со стороны НАТО оцениваются как примерно равнозначные — по 15,3% и 14,1% соответственно. Гораздо больше жителей Белоруссии волнуют мировой экономический кризис (42%), глобальный экологический кризис (25,5%) и международный терроризм (22,2%). В вероятность военной агрессии со стороны РФ верят лишь 6,9% респондентов.
С одной стороны, подобные результаты не слишком оптимистичны для Вашингтона, поскольку демонстрируют, что на полный разворот Минска от Москвы на Запад рассчитывать не стоит. С другой — откровенно антизападных или пророссийских настроений белорусское общество тоже не демонстрирует, а значит, потенциал для дальнейшей работы американцев по укреплению влияния в республике сохраняется.
Свою лепту вносит, разумеется, и руководство Белоруссии. Президент страны Александр Лукашенко, заявляя о нерушимости российско-белорусских отношений, продолжает «прорубать окно» на Запад. А регулярные обострения между Москвой и Минском могут лишь усилить этот внешнеполитический вектор. Риторика белорусских властей также претерпевает изменения: чего стоит только недавний инцидент со словами Лукашенко о «ненаших войнах», вызвавшими плохо скрываемое раздражение у российского руководства. Пресс-секретарь президента РБ, комментируя реакцию Москвы, также отреагировала достаточно резко, заодно упрекнув Россию в затягивании переговоров «по нефти, газу и даже продуктам питания» и предположив даже, что власти РФ ищут «новый повод укусить [Белоруссию]».
На этом фоне всё меньше надежд и на то, что в декабре, как того требовал Лукашенко, страны наконец согласуют конкретные шаги по интеграции в рамках Союзного государства. Если это не произойдёт, то, очевидно, идея союза с Россией станет ещё менее популярной в белорусском обществе и политических кругах. На этом фоне США, как и другие западные страны, вполне могут попытаться использовать нарастающее недовольство Лукашенко Москвой для укрепления собственных позиций в Белоруссии. Для России, у которой в Европе осталось не слишком много лояльных партнёров, такой сценарий, конечно, крайне невыгоден.