Гибель неизвестного* количества россиян в сирийском Дейр эз-Зоре от ударов США всколыхнуло общество и вновь актуализировало вопрос легализации в России частных военных компаний.
19 февраля глава оборонного комитета Госдумы Владимир Шаманов на брифинге для военных атташе зарубежных стран, аккредитованных в России, заявил, что экспертный совет при комитете ГД занимается формированием рабочей группы для обсуждения законопроекта о частных военных компаниях (ЧВК). Однако киргизское информационное агентство K-News опубликовало материал, в котором утверждается, что легализация ЧВК рассматривается в рамках ОДКБ, куда помимо России входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан и Узбекистан.
По информации этого СМИ, деятельность таких компаний станет легальной в случае принятия законопроекта «О частной военно-охранной деятельности». Соответствующий документ разрабатывался в стенах московского Института проблем безопасности и устойчивого развития, представители которого имели отношение к спецслужбам и входят в экспертные группы Госдумы, и уже направлен в секретариат Парламентской ассамблеи ОДКБ. Ранее, 13 февраля, СМИ сообщили о том, что в ходе заседания постоянного совета ОДКБ в Москве рассмотрен проект решения Совета министров обороны организации, предусматривающий утверждение перечня сведений в военной сфере, которые подлежат засекречиванию, а также составляющих служебную информацию ограниченного распространения.
Проблема легализации ЧВК в России дискутируется на протяжении многих лет — политики долго и безрезультатно обсуждали негативные и позитивные последствия такого шага, но в связи с войной в Донбассе, а позже с российской операцией в Сирии она получила особую актуальность. В Сирии ставка на ЧВК, хотя официальные ведомства этот факт категорически опровергают, позволила минимизировать потери среди российских военнослужащих, расходы и негативные последствия для общественного мнения. С другой стороны, деятельность этих людей в Сирии не оценена обществом, и формально их как бы не существует, чем и воспользовались США при нанесении удара по проправительственным силам, среди которых были проиранские отряды и россияне.
Гипотетически привязка ЧВК к правовой базе функционирования ОДКБ — довольно грамотный шаг. Это решение вдохнуло бы жизнь в совершенно аморфную структуру, коей в настоящее время является ОДКБ, несмотря на все официальные заявления и учения, которые инициирует Россия в рамках организации. Хотя сама по себе структура могла бы стать одним из инструментов постсоветской кооперации и даже интеграции в военной сфере. Например, только в рамках ОДКБ Москва может решиться на проведение операций малой интенсивности на территории Афганистана, который находится в непосредственной близости от члена ОДКБ — Таджикистана. Для Душанбе деятельность террористических группировок в Афганистане — главная угроза, особенно учитывая гражданскую войну в 90-е годы прошлого века.
В июне 2017 года после слов Владимира Шаманова о том, что Россия провела переговоры с казахскими и киргизскими властями об отправке миротворческих контингентов в сирийские зоны деэскалации, представители практически всех стран ОДКБ опровергли намерения выделить даже символическое количество военнослужащих. Возможно, при легальном функционировании ЧВК власти стран «не стали бы препятствовать желающим» согражданам работать на линии разграничения воющих сторон, причём без каких-либо серьёзных политических издержек для себя.
Другое дело, что легально работающая частная военная компания — это отнюдь не контора, которая вербует «солдат удачи» для работы в горячих точках, как об этом часто пишут СМИ, путая операторов ЧВК (как правило, американских) с наёмниками. В современном виде ЧВК — это не американское, а британское изобретение, когда в 1967 году создатель знаменитого элитного британского спецподразделения Special Air Service (SAS) Дэвид Стирлинг организовал первую официальную частную военную компанию Watchguard International, в состав которой вошли отставные спецназовцы. С тех пор ЧВК прошли много ступеней в своём развитии, но сотрудников компании от наёмников (которых, кстати, компания всё-таки может привлекать для каких-то разовых операций, но не из числа своих сотрудников) отличают: лицензии, выплата налогов, бухгалтерская отчётность и широкий спектр задач — от оценки риска (консалтинга) до охраны объектов. При этом те компании, которые непосредственно «засветились» в боевых действиях а-ля армия, имели большие репутационные издержки, как та же знаменитая ЧВК Blackwater, которой после знаменитой перестрелки в Багдаде и ещё ряда инцидентов пришлось не раз менять название и открывать несколько «дочерних» филиалов.
Очевидно, с накопленным опытом и амбициями Россия уже созрела для легализации ЧВК, дело за бюрократическими механизмами, а с ними у нас, как известно, не всё гладко. Однако привязка частных военных компаний к ОДКБ и, как следствие, повышенная «социальная ответственность» таких ЧВК, наверное, могли бы стать выходом из положения.
* Андрей Трошев, которого ранее некоторые СМИ называли руководителем ЧВК Вагнера, заявил СМИ о 14 погибших в Сирии россиянах.