Прошедшая эволюцию на Западе и в России музыка хип-хоп-культуры становится популярной в Китае. Однако там развитие субкультуры проходит под пристальным присмотром государства.

На хип-хопе воспитывают детей

В последние месяцы в Китае в геометрической прогрессии растёт число кружков для детей дошкольного возраста, где ребятишек учат танцевать под популярные американские и отечественные хиты жанров хип-хопа. Сегодня в КНР насчитывается более 5 тысяч студий. По словам родителей, данная музыка помогает детям раскрепоститься и делает их более общительными и социально адаптированными. Некоторые мамы и папы рассматривают субкультуру как способ избавления от категоричной интроверсии у подростков.

Популярными такие кружки стали и среди школьников. Традиционно городские жители записывают детей на дополнительные курсы английского языка и в группы, в которых учат игре на фортепиано. С недавних пор в понятие «всесторонне развитая личность» стало входить и умение ритмично двигаться под ударные и электронную музыку. «Все родители хотят, чтобы их дочери хорошо себя вели и нашли стабильную работу, а затем нашли хорошего мужа, связали себя узами брака и завели детей», — описывает устремления родителей 25-летняя танцовщица модного стиля Я Син. Сама артистка переехала в Пекин из другого города, бросив предыдущую работу — классические танцевальные выступления на официальных мероприятиях.

Власти Китая скептически относятся к новому увлечению подрастающего поколения и их родителей. Официально хип-хоп в стране не запрещён, но государственные чиновники и партфункционеры стараются создать максимальные препятствия танцевальным кружкам. Одна из последних инициатив — заставить владельцев студий и тренеров проходить обязательную сертификацию. Это создаст дополнительный барьер для кружков, которые привыкли проводить занятия на свежем воздухе. «Я лично считаю, что сертификационные тесты неполезны, потому что уличный танец происходит с улицы», — говорит соучредитель ассоциации хип-хопа Чжао Лун, который начал практиковать занятия на площадях ещё в 2001 году.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Намного жёстче, чем к детским кружкам, власти КНР относятся к исполнителям хип-хоп-направлений. Телевизионный рэп-конкурс, который проходил в Китае в начале 2018 года, в течение трёх месяцев набрал суммарно около 3 миллиардов просмотров. Однако композиции выступающих артистов подверглись жёсткой цензуре. В январе этого года вышло несколько правительственных распоряжений, регламентирующих музыкальные направления движения. Например, телеканалы не имеют права показывать артистов, имеющих татуировки. Ограничены исполнители также в выборе сценических костюмов: артисты-мужчины не должны надевать одежду, которая может быть похожа на женскую.

Несмотря на ограничения, на небосклоне китайской музыкальной культуры взошли свои звёзды хип-хопа. Некоторые из них стали популярны за рубежом. Музыкальные критики выделяют таких исполнителей, как коллективы The Higher Brothers, Gai, Soft Lipa, Kris Wu, 3Bangz, молодую исполнительницу с псевдонимом Vava, которую прозвали «китайской Леди Гагой».

От протеста до гламура

Хип-хоп зародился в начале 1970-х годов в нью-йоркском районе Бронкс в среде афроамериканцев и латиноамериканцев, представителей второго послевоенного поколения. Субкультура, традиционно аккумулировавшая в себя музыку как средство самовыражения, танцы и изобразительное искусство (граффити), стала своеобразным ответом молодёжи на экономическую нестабильность, вызванную нефтяным кризисом 1973 года, а также крахом устоявшихся идей и образов «американской мечты». Молодые люди не верили прежним постулатам: чем больше трудишься, тем счастливее будет жизнь. Но сейчас американская хип-хоп-музыка больше похожа не на выражение протеста, а на мелодию конформизма. Артисты в своих песнях рассказывают, как им хорошо живётся в роскоши и при наличии крупных сумм денег. Тем более что данная субкультура давно приносит её исполнителям неплохие прибыли. В прошлом году самый богатый американский артист этого стиля Jay-Z заработал $76,5 миллиона.

В Россию хип-хоп пришёл в середине 1980-х, во время перестройки. Наибольшую популярность он приобрёл уже в начале 90-х, когда старая коммунистическая идеология оказалась отвергнутой, а нового внятного проекта развития не появилось. У российских исполнителей, так же как и у артистов других постсоветских республик, в композициях чувствовались определённая отрешённость от проблем мира и растерянность. Гимном поколения молодёжи периода приватизации и рыночных реформ стала песня Мистера Малоя «Буду пагибать малодым» (орфография сохранена). Поворот к гламуру случился в 2000-е на фоне популярности Децла и Bad Balance. Нынешняя эпоха российского хип-хопа характеризуется, скорее, озвучкой официальных государственных идеологем. Face читает про то, как он «роняет Запад», а певец Тимати прославился хитом «Мой лучший друг — это президент Путин», под который любит делать зарядку глава Чечни Рамзан Кадыров.

Серьёзную эволюцию, причём достаточно быструю, прошёл китайский хип-хоп. В середине 2000-х китайские исполнители пытались ставить в песнях острые социальные и даже политические темы. Но под надзором партии быстро сменили риторику. Теперь в китайском музыкальном направлении явственно прослеживается гедонизм. По большому счёту, это соответствует современному состоянию общества. Властям КНР и руководителям компартии ещё предстоит осознать, что изображение в клипах беззаботных молодых людей на дорогих машинах с пачками денег — это и есть воплощение официально провозглашённой идеи зажиточности. Уровень жизни за последние годы в Китае сильно вырос, и люди будто спешат путешествовать и покупать дорогие вещи. И нет ничего удивительного, что слушать они хотят тоже про красивую жизнь, о которой читают рэп и поют представители субкультуры хип-хоп.