Добровольцам, воевавшим в Донбассе на стороне непризнанных ДНР и ЛНР, отныне может грозить арест в странах Евросоюза. Прецедент создан итальянскими правоохранителями, которые арестовали троих человек, предположительно по запросу одного из депутатов Верховной рады Украины.
Итальянцы в погоне за националистами
Итальянская прокуратура выдала ордер на арест шести человек. Троих из них удалось задержать, остальные, как предполагается, до сих пор находятся в Донбассе. Как сообщает издание Genova Today, ордера были выданы в результате масштабного расследования в отношении праворадикальных организаций. Прокуратура Генуи начала разбирательство в мае 2016 года, после того как в городе были задержаны двое подростков, оставивших на стене дома надпись, прославляющую нацизм. Правоохранители вскрыли разветвлённую сеть, занимающуюся в том числе и вербовкой наёмников для войны на востоке Украины, отмечает газета. По версии The Washington Post, несмотря на то, что дело расследуется больше двух лет, поводом к аресту мог послужить запрос от одного из депутатов Верховной рады Украины, который он отправил в Италию в апреле этого года.
Прокуратура Генуи сообщила журналистам имена предполагаемых нарушителей закона. Один из них — арестованный 38-летний Андреа Пальмери, который приехал в Донбасс в 2014 году и до недавнего времени жил в Луганске. По данным итальянской полиции, он давно состоит в праворадикальных организациях, а в Донбассе занимался не только наёмничеством, но и вербовкой. Пальмери в предыдущие четыре года неоднократно давал интервью телеканалам и один раз признался, что получает на войне около 400 евро в месяц, при этом он отговаривал других последовать его примеру. Последняя его публикация в Facebook датирована 1 августа и подписана: «Да, я террорист», а на фотографиях изображён Пальмери, который развозит продукты по школам и больницам Луганска.
Другой фигурант дела — 34-летний Антонио Катальдо. По данным LʼEspresso, в 2011 году он воевал в Ливии на стороне Муаммара Каддафи. Ещё один арестованный — 26-летний гражданин Молдавии Владимир Вербицкий, живущий в Италии с 2008 года. По сведениям следствия, Вербицкий воевал в Донбассе с позывным Парма. В различных интервью он высказывался в поддержку позиции лидера правопопулистской итальянской партии «Лига» Маттео Сальвини, который сейчас занимает пост главы МВД Италии.
Правоохранителям пока не удалось задержать Габриеле Каругати с позывным Архангел, Массимиллиано Каваллери с позывным Спартак и Орацио Ньерре. Из них троих боевой опыт был только у Каваллери — он служил в итальянской армии, а в 2001 году в качестве добровольца воевал в Боснии. Прокуроры Генуи лидером всей группы по вербовке называют Орацио Ньерре, который прибыл в Донбасс в 2014 году в 17-летнем возрасте. Он неоднократно выступал в российской прессе и называл войну в Донбассе «антиимпериалистической», был докладчиком на мероприятиях, проводимых российским философом Александром Дугиным.
Опыт России и Белоруссии
Иностранные граждане появились на востоке Украины почти сразу после начала вооружённого конфликта. Некоторые из них принимали участие в боевых действиях, большинство участвовало в гуманитарных акциях. Больше всего добровольцев и волонтёров было из России, Южной Осетии, Италии, Испании, стран Балтии, Белоруссии. Были также прибывшие из Великобритании, Польши, США и других стран. В российской и зарубежной прессе воюющие на стороне ЛНР и ДНР иностранцы чаще всего обозначались как «антифашисты». Многие из них вошли в батальон Интербригады.

Поддержать ополченцев приезжали и иностранные артисты левого толка. Например, на концерте в Алчевске 9 мая 2015 года, организованном полевым командиром ЛНР Алексеем Мозговым незадолго до его смерти, выступали итальянская антифашистская панк-группа Banda Bassotti и неоднократно подвергавшиеся репрессиям в Турции артисты ансамбля Grup Yorum.
Задержание итальянскими правоохранителями добровольцев, побывавших в Донбассе, — первый подобный случай в Евросоюзе. Однако эта практика давно применяется в России и Белоруссии, откуда добровольцев было больше всего. По оценкам белорусских правоохранительных органов, за четыре года конфликта на Украине побывало около тысячи граждан РБ. Примерно половина из них воевали на стороне Киева, остальные — в ополчениях непризнанных республик. Но и тем, и другим на родине грозит до пяти лет тюрьмы за участие в боевых действиях на территории другого государства. «Отношение Беларуси к таким воякам, которые воевали на Украине с той или другой стороны, известное. Разбирайтесь мгновенно вместе с милицией и КГБ», — заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко в январе 2016 года.
Другая ситуация сложилась в России. По закону наказать ополченца можно только в том случае, если будет доказан факт наёмничества, то есть получения денег за участие в боевых действиях. Претензии к российским гражданам со стороны Киева в РФ не принимаются — согласно Конституции, Россия не выдаёт своих граждан другим государствам. Однако существуют прецеденты, когда по запросу украинской стороны российские суды разбирали дела о депортации граждан Украины. Многих ополченцев депортируют за нарушение правил пребывания на территории России. Одной из наиболее резонансных историй стало дело Николая Трегуба, которому российские власти долгое время отказывались предоставить убежище, а потом решили выслать на Украину. Решение было пересмотрено только после широкого освещения истории в СМИ.