Члены Лиги арабских государств (ЛАГ) планируют восстановить довоенный уровень дипломатического присутствия в Сирии. Египет активизирует контакты с представителями официального Дамаска с целью расширения дипломатических связей между Персидским заливом и сирийским правительством, сообщил информированный источник News.ru. Ранее появлялись сообщения о намерении Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ) полностью восстановить своё диппредставительство в столичном городе САР.

Официальный Дамаск становится частым местом посещения делегаций от стран ЛАГ, которые намерены наладить контакты с сирийским правительством. Как пояснил News.ru источник, знакомый с ходом переговоров, которые проходят не только на сирийской территории, но и в регионе залива, сейчас некоторые государства — участники ЛАГ намереваются восстановить прежний уровень своего дипломатического присутствия в Сирии. Среди них — ОАЭ. «Мостом» между официальным Дамаском и столицами аравийских монархий при этом служит Египет, который нередко в конфликтах на Ближнем Востоке старается позиционировать себя важным медиатором и дипломатическим посредником.

Несмотря на отношение ЛАГ к сирийскому правительству и приход к власти в АРЕ в 2012 году Мухаммеда Мурси, контакты Египта с представителями президента Сирии Башара Асада не были свёрнуты полностью. 15 июня 2013 года Мурси заявил о разрыве дипломатических отношений с САР и призвал международное сообщество санкционировать бесполётную зону над Сирией. Пришедший к управлению страной в 2013 году Абдель-Фаттах ас-Сиси не стал следовать примеру своего предшественника, известного близостью к организации «Братья-мусульмане» (запрещена в РФ), и активизировал контакты между Каиром и официальным Дамаском — сейчас дипломатическую миссию возглавляет поверенный в делах Мухаммед Тарват.

Ас-Сиси неоднократно заявлял, что Египет «поддерживает роль национальных армий в разрешении кризисов в регионе и в вопросах обеспечения безопасности», что трактовалось как выражение поддержки режима Асада и его армии. Египетский президент также утверждал, что сирийский лидер является частью решения проблем в Сирии, и даже разрешил главе разведки Египта публично встретиться со своим сирийским коллегой Али Мамлюком в Каире. Одна из подобных встреч состоялась в октябре 2016 года.

Президент Египта Абдель-Фатах ас-СисиФото: Qin Lang/Xinhua/Global Look PressПрезидент Египта Абдель-Фатах ас-Сиси

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Сообщения о контактах между Эмиратами и сирийскими властями изначально просочились в лояльную Башару Асаду прессу. По данным её источников в официальном Дамаске, переговоры нацелены прежде всего на политическое примирение и восстановление дипломатического присутствия, закончившегося в 2012 году как результат консенсуса среди основных членов ЛАГ. Среди участников диалога также фигурирует Бахрейн. Тегеран, чьи силы оказывают непосредственное влияние на сирийские события, в качестве переговорщика в этом процессе не участвует. В центре дискуссий между Дамаском, Абу-Даби и, возможно, Эр-Риядом — противостояние влиянию «Братьев-мусульман» и как раз ограничение влияние Ирана.

По мнению чрезвычайного и полномочного посла РФ Александра Аксенёнка, за спиной Эмиратов может действительно стоять Саудовская Аравия, которая пока что не в состоянии предпринимать какие-либо действия от своего лица непосредственно. Он напоминает, что на последней сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке состоялась встреча министра иностранных дел Сирии с коллегой из Бахрейна. Не исключено, что это один из этапов подготовки к тому, чтобы наладить отношения с Саудовской Аравией. Как отмечает российский дипломат, саудовская сторона уже начинает оказывать положительное влияние на динамику в Сирии. В частности, он считает, что благодаря позиции Эр-Рияда удалось добиться прогресса в контактах с политической и вооружённой оппозицией.

Нетрудно догадаться, что возобновление дипломатического присутствия в Сирии одной из стран Персидского залива будет означать официальное признание сирийского правительства. Однако какими уступками на это может ответить сам Дамаск, остаётся под вопросом.