Главным публичным итогом двухдневного визита министра обороны США Джима Мэттиса во Вьетнам стало объявление о том, что впервые после Вьетнамской войны американский авианосец зайдёт в порт страны. Прибытие корабля «Карл Винсон» (авианосец типа «Нимиц») в портовый город Дананг запланировано на март.

Неслучайно глава Пентагона прибыл во Вьетнам за несколько дней до 50-й годовщины Тетского наступления, ставшего поворотной точкой в войне США с Северным Вьетнамом. Мэттис, который не участвовал в той войне, заявил, что она не является помехой для нынешних отношений, тем более что обе страны разделяют озабоченность по поводу растущей мощи Китая.

В Ханое и Вашингтоне преподносят будущий заход авианосца в качестве яркого свидетельства углубления военных связей между бывшими врагами через четыре с лишним десятилетия после войны. Поэтому эта тема упоминается практически во всех сообщениях об официальных контактах США и Вьетнама. Так, в августе 2017 года об авианосце было упомянуто после переговоров в Вашингтоне министров обороны США и Вьетнама, а в ноябре — после визита Дональда Трампа в Ханой.

Президент США Дональд Трамп во время визита в ХанойФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/White HouseПрезидент США Дональд Трамп во время визита в Ханой

Однако, как отмечает официальное печатное издание ЦК Коммунистической партии Китая «Жэньминь жибао», в действительности Соединённые Штаты уже давно «вернулись» в этот регион: еще 13 августа 2011 года атомный авианосец «Джордж Вашингтон» вошёл в ближайшую ко Вьетнаму морскую акваторию, а на его палубу были приглашены старшие офицеры Вьетнама, которые посетили комплексный командный центр. Этот визит был специально спланирован в период первого относительно длительного плавания китайского авианосца «Ляонин».

Автор «Жэньминь жибао» Тао Дуаньфан напоминает также о том, что 2 октября 2014 года США и Вьетнам опубликовали заявление Керри-Фам Бинь Миня, согласно которому Штаты частично отменили запрет на продажу вооружения для гарантий морской безопасности, в мае 2016 года США заявили о всестороннем снятии запрета на продажу вооружений, а во второй половине апреля 2017 года американское патрульное судно «Моргентау», которое в 70-х годах прошлого столетия противостояло вьетнамским войскам в близлежащей ко Вьетнаму морской акватории, было передано Вьетнаму после снятия с эксплуатации в США.

— Вне зависимости от символической или фактической значимости, эти американо-вьетнамские соглашения о военном сотрудничестве требуют особого внимания по сравнению с визитом авианосца «Карла Винсона», — отмечает Тао Дуаньфан, подчеркивая, что «встреча спустя 43 года» поможет США проводить политику по сдерживанию Китая и продвигать идею «свободного плавания в Южно-Китайском море».

Также интересно, как активизация американо-вьетнамских отношений в перспективе скажется на российско-вьетнамском сотрудничестве. Вьетнам — традиционный партнёр России в военно-технической сфере. За последние годы стороны подписали контракты общей стоимостью более $4,5 млрд. На настоящий момент Россия поставила Вьетнаму дизельные подводные лодки проекта 06361 «Варшавянка» с ракетным комплексом «Club-S», подвижной береговой ракетный комплекс «Бастион», а также геоинформационную систему «Горизонт» для ПБРК. Помимо подводных лодок в перечне заказанной Вьетнамом военной техники — ракетные катера типа «Молния», сторожевые фрегаты проекта 11661 «Гепард-3.9», а также истребители Су-30МК2.

 Спуск на воду четвёртого фрегата Гепард на Зеленодольском судостроительном заводе Фото: ТАСС/Егор Алеев Спуск на воду четвёртого фрегата "Гепард" на Зеленодольском судостроительном заводе

Напомним, что в последние годы ходит много слухов и о возвращении российского военного присутствия в Камрань, которые периодически подогревают официальные лица. Напомним, в 1979 году Социалистическая Республика Вьетнам отдала Камрань (во время Вьетнамской войны она находилась на территории Южного Вьетнама и была крупной тыловой базой войск США) и её сооружения Советскому Союзу на 25 лет в безвозмездную аренду. Советские военные перестроили и расширили базу: скромно называвшаяся ПМТО ВМФ, она представляла собой мощную военно-морскую базу 17-й оперативной эскадры. Здесь одновременно находилось восемь–десять надводных кораблей, от четырёх до восьми подлодок и суда обеспечения. База в Камрани позволяла Тихоокеанскому флоту контролировать южную часть Тихого и весь Индийский океан. В 2001 году руководство России приняло решение не продлевать договор с Вьетнамом и досрочно эвакуировать базу.

Однако с весны 2014-го аэродром Камрани впервые стал использоваться для обслуживания самолётов Ил-78, которые обеспечивают дозаправкой топливом в воздухе стратегические ракетоносцы Ту-95МС. А в ноябре того же года стало известно, что во время визита в РФ генерального секретаря ЦК Компартии Вьетнама было подписано соглашение об упрощённом порядке захода российских кораблей во вьетнамский порт Камрань: нашим кораблям и судам после несения службы в Мировом океане требуется лишь уведомление портовых властей, чтобы совершить заход в Камрань. Это стало важным событием, хотя бы потому, что Вьетнам стал второй страной — после Сирии, — с которой Россия договорилась о «согласительном» порядке захода кораблей ВМФ.

Александр Храмчихин, замдиректора Института политического и военного анализа, специально для News.ru:

Фото: youtube.com

В той степени, в которой США присутствовали во Вьетнаме в известные времена, они, конечно, никогда уже не будут, а так они действительно давно вернулись в страну. Заход авианосца потому и символичен, что направлен на троллинг Китая. Что касается нас, то визит авианосца нас не касается, а так, по моему глубокому убеждению, мы сделали всё, чтобы перспективы американо-вьетнамских отношений были как можно лучше. Сближением с Китаем, который по определению не может носить стратегический характер, мы оттолкнули от себя своих, можно сказать, естественных союзников — Вьетнам и Китай, которые тут же стали сближаться с США. Вьетнамцы, напомню, нас в своё время пустили в Камрань из-за того, что рассматривали Россию в качестве противовеса Китаю.

Андрей Фролов, научный сотрудник Центра анализа стратегий и технологий, главный редактор журнала «Экспорт вооружений», специально для News.ru:

Фото: facebook.com/andrei.frolov

Безусловно, Вьетнам — важный партнёр для России, но отношения с Китаем также важны, и здесь, наверное, важно сохранять баланс. У Москвы с Ханоем достаточно ровные отношения, хорошие показатели военно-технического сотрудничества. Но вьетнамцы на нас 100% не завязаны — в последнее время они закупаются в Европе, Израиле. США заинтересованы во вьетнамском рынке, но с учётом ограниченных возможностей Ханоя и оставшейся в войсках американской техники Вашингтон в рамках военной помощи может повысить боеготовность своего партнёра при минимуме затрат.