В России следует на законодательном обязать работодателей поддерживать психосоциальное здоровье сотрудников, работающих из дома, считает кандидат юридических наук, доцент факультета права НИУ ВШЭ Елена Серебрякова. Такой вывод она сделала из исследования, проведённого Институтом исследования национального и сравнительного права факультета права университета во время пандемии коронавируса. Текст исследования есть в распоряжении NEWS.ru. Его авторы установили, что удалённая работа связана с высоким уровнем стресса даже в условиях, когда пандемия COVID-19 уже отступила.

Серебрякова рассказала NEWS.ru, что сейчас работодатель не должен выявлять и управлять психосоциальными рисками сотрудников. Появление законодательного регулирования в этой сфере должно защитить работников от проблем со здоровьем, уверена она.

Если мы обратимся к законодательству, мы увидим, что понятия психосоциальных рисков там нет. Следует закрепить хотя бы декларативно необходимость поддерживать психологическое здоровье работника. Необходимо закрепить обязанность работодателей выявлять психосоциальные риски и управлять ими, — подчеркнула эксперт.

Ученая объяснила, что важнее всего такие изменения для сотрудников, работающих удаленно. По её словам, этот новый, распространившийся широко только в последнее время формат работы создал множество проблем, несвойственных для офисного труда. Результатом оказывается стресс, который ведёт к проблемам со здоровьем.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Работник защищен [только] с точки зрения физиологии. Вместе с тем именно стресс является своего рода эпидемией по всему миру, он виновен во многих заболеваниях, — добавила Серебрякова.

Ученые ВШЭ исследовали влияние на удаленных работников различных психосоциальных факторов. Они пришли к выводу, что люди сталкивались с серьезным стрессом в период пандемии коронавируса. Однако самыми вредными для здоровья оказались факторы, которые не исчезли из удаленного формата работы после завершения локдауна.

Самыми серьёзными проблемами на удалёнке стали невозможность разграничивать дома труд и отдых и увеличение времени, проводимого за компьютером. Оба эти фактора сохраняются при дистанционной работе вне зависимости от наличия или отсутствия коронавирусных ограничений, оба вызывают у людей большой стресс.

Когда человек работает в офисе, там у него работа, потом он приезжает домой, и рабочие проблемы остаются за порогом дома. Когда всё это происходит в одной квартире, это тяжело, — рассказала Серебрякова, которая руководила проведением исследования.

Фото: Nikolay Gyngazov/Global Look Press

Обстановка, в которой человек живёт, также влияет на самочувствие при удалённой работе. Доцент ВШЭ объяснила, что в офисе работодатель по закону должен обеспечить нормальные условия труда. В случае дистанционной работы он не просто не обязан делать этого, но и не имеет права вторгаться в жилище человека, чтобы, например, замерить освещённость.

Работодатель не может прийти к работнику в дом и проверить, есть ли у него стол, — добавила Серебрякова.

В то же время специалисты ВШЭ выявили, что работавшие удалённо россияне в целом оценивают свой опыт положительно и хотели бы продолжить работать из дома.

Удалённая работа, которая до 2020 года была распространена мало, стала очень востребована в период распространения коронавируса. В период самоизоляции офисные работники стали массово переходить на дистанционный труд.

При резком переходе на удалёнку как бизнес, так и сотрудники столкнулись с массой трудностей. Помимо неподготовленного законодательства и необходимости заново налаживать многие процессы, появилась, например, проблема с контролем рабочего времени сотрудников их начальством. Некоторые компании пытались решать её различными методами, например, с помощью программ, следящих за активностью на экранах компьютеров.

Уже к февралю 2021 года число дистанционных работников стало сокращаться. По данным ВЦИОМ, тогда из дома трудились только 11% россиян, еще 12% совмещали удалёнку и работу из офиса. При этом удобным такой формат считали 64% респондентов. Однако только 25% решили, что для них дистанционная работа имеет больше плюсов, чем минусов.