После публикации указа президента Владимира Путина об увеличении штатной численности ВС РФ в СМИ появились слухи о подготовке к новой волне мобилизации. На Украине ее объявили, что привело к росту численности ВСУ. О том, могут ли в России ввести всеобщую мобилизацию, нужно ли отправлять срочников на линию огня в Курской области и как справиться с жуликами на СВО, рассказал в эксклюзивном интервью NEWS.ru член комитета Госдумы по обороне генерал-лейтенант Виктор Соболев.
Могут ли участники СВО за деньги отсидеться в тылу?
— Виктор Иванович, бывший адвокат Эльман Пашаев подозревается в том, что предлагал заключенным, которые хотят выйти из тюрьмы под предлогом участия в СВО, отсидеться в тылу за 1,2 млн рублей. Нужно ли ужесточить законы, чтобы снизить число таких преступлений?
— Очень нужно, это назрело. Мошенников становится все больше и больше. Но та схема, которую предложил Пашаев, невозможна. Людей просто пытались развести на деньги. В зоне спецоперации только командиры непосредственно определяют, где военные должны находиться и какие задачи им необходимо выполнять. Мошенники не могут решить этот вопрос.
— Но аферисты могут взять командира в долю.
— У нас еще на этом не поймали ни одного командира.
— Еще один адвокат рассказал о мошеннических схемах, связанных с хищениями выплат участникам СВО. Например, жены, которые давно ушли от мужей, узнав об их участии в спецоперации, резко передумывают разводиться. Невестки судятся с матерями, кому достанутся посмертные выплаты бойца. Как законодатели могут отреагировать на новую волну мошенничеств? Должно ли Минобороны обратить внимание на такие случаи?
— Этот вопрос актуален. Мы его рассматривали в комитете по обороне и пришли к выводу о необходимости урегулировать выплаты родственникам военнослужащих. Но есть ситуации, когда солдаты оставляют генеральную доверенность, например на супругу. В результате женщина, используя этот документ, требует признать мужа погибшим, хотя он считается пропавшим без вести, чтобы получить соответствующие выплаты — 12 млн рублей. При этом родители военнослужащего остаются без должного обеспечения. Такие жалобы имеются и вызывают серьезную обеспокоенность. Они требуют решения, в том числе на законодательном уровне.
— В СМИ и общественные организации обращаются жены пропавших без вести военнослужащих. Они сталкиваются с ситуациями, когда Telegram-каналы и боты предлагают им якобы помощь в поиске родных. Что нужно делать в этой ситуации?
— Пропавших без вести можно найти лишь в той части, где они служили. Если боец исчез в ходе боевых действий, то есть шанс, что кто-то его видел или знает что-то о его местонахождении. Если он попал в плен, у нас существует организованная система, которая занимается возвращением военнослужащих.
Военнослужащие массово жалуются на невыплаты
— Вам как депутату наверняка поступают жалобы от рядовых россиян и военных. На какие еще нарушения люди жалуются?
— Большое количество жалоб поступает на различные формы невыплат. Я ежедневно отправляю примерно три-четыре депутатских запроса по обращениям, полученным от родителей или супруг военнослужащих, касающимся невыплат после их ранения и гибели. Эта неразбериха зачастую происходит из-за того, что солдаты заключают контракт не там, где они фактически проживают.
— Правда ли, что на фронте недолюбливают тех добровольцев, которые специально приезжают в Москву и подписывают контракт, поскольку так они получат больше денег?
— Я не думаю, что вопрос имеет столь выраженную актуальность в зоне боевых действий, вне зависимости от того, откуда прибывают военнослужащие. Но этот вопрос обсуждали на заседании комитета по обороне. Проблема заключается в том, что в Краснодарском крае, Санкт-Петербурге, Москве и Ханты-Мансийском автономном округе выплачивают заметно больше средств за заключение контрактов, чем в других регионах.
Это несправедливо по разным причинам. В случае гибели военнослужащего социальные обязательства перед его семьей определяются субъектом РФ, где проживает его семья. При этом регион, который взял погибшего на контракт, фактически не несет перед его семьей никакой ответственности. К тому же существуют фирмы, предлагающие мошеннические или полумошеннические услуги, такие как временная прописка или постановка на воинский учет. В результате военнослужащие заключают контракт в тех регионах, где выплаты выше. Данная проблема требует немедленного решения, так как это несправедливо — не учитываются возможности регионов нести такие расходы, а также вредит семьям и солдатам.
— Следует ли сделать выплаты везде одинаковыми по России? Например, с помощью федерального закона, чтобы регионы не соревновались между собой?
— Да, это нужно сделать.
Нужно ли увеличить расходы на оборону
— Нужны ли дополнительные стимулы со стороны государства для набора контрактников?
— Я считаю, что существующие финансовые стимулы вполне удовлетворительны, и не вижу в этом необходимости. Вместо этого важно активно заниматься воспитанием людей в духе военно-патриотической любви к Родине — к своему краю, региону и к стране в целом. Моральные стимулы также должны быть важной частью поддержки и мотивации военнослужащих наряду с финансовым вознаграждением за заключение контрактов.
— Как вы оцениваете рост расходов на оборону в проекте бюджета на следующий год? На какие цели следовало бы выделить больше денег?
— Увеличение расходов на военные нужды обусловлено сложившейся военно-политической обстановкой вокруг России в настоящее время. Это не только специальная военная операция и вторжение ВСУ в Курскую область. Угрозы возникают на различных стратегических направлениях, включая северо-западное, среднеазиатское и Дальний Восток. Безусловно, нам необходимо увеличивать численность армии, хотя уже приняты меры по ее повышению до полутора миллионов. Но я считаю, что этого недостаточно для эффективного противостояния всем возросшим угрозам.
Будут ли отправлять срочников в Курскую область
— Начал работать электронный реестр военнообязанных в трех пилотных регионах России. Как вы оцениваете его эффективность?
— Сейчас еще трудно сказать. Давайте мы дадим время, чтобы оценить результаты, которые будут в этих регионах. Тогда уже можно будет распространять реестр на все регионы РФ.
— Следует ли отправлять в Курскую область, на линию боевого соприкосновения, срочников, которые придут в армию в ходе нынешнего призыва? Сколько месяцев должна длиться их предварительная подготовка?
— Я считаю, что не следует отправлять срочников в Курскую область. Я убежден, что мы должны хорошо обучить военнослужащих по призыву, чтобы они имели военную-учетную специальность, были готовы заключить контракт и выполнять задачи в соответствии со специальностью. Я предлагаю, чтобы все военнослужащие срочной службы проходили обучение в учебных частях продолжительностью не менее шести месяцев и получили военную специальность. После его завершения они могут в соответствии со специальностью принять решение о заключении контракта, включая специальную военную операцию или службу в Курской области.
Прежде чем отправить человека даже не в зону боевых действий, его необходимо научить! Он должен стать солдатом! Нужно время, чтобы его подготовить к полноценной военной службе. Каждый боец должен получить навыки в рамках своей специальности, будь то наводчик, механик-водитель, связист, артиллерист или стрелок. Они должны быть вооружены знаниями, включая обращение со всеми видами оружия, метание гранат, установку и обезвреживание мин, оказание медицинской помощи и т. д. Их подготовка должна быть всесторонней!
Объявят ли в России всеобщую мобилизацию
— В начале прошлого года вы дали прогноз в интервью NEWS.ru, что в РФ объявят не частичную, а всеобщую мобилизацию, если театр боевых действий расширится за пределы Украины, например на Польшу и Прибалтику. Ваше предположение остается в силе? Или из-за успешного набора контрактников такой необходимости не возникнет?
— Всеобщая мобилизация будет объявлена в случае крупномасштабной войны. Стратегическая обстановка на северо-западных рубежах страны носит угрожающий характер. Финляндия, Швеция вступили в НАТО. На финской территории развертываются 14 американских военных баз, где могут быть размещены ракеты средней и малой дальности. Инфраструктура и воинские контингенты США активно наращиваются в Прибалтике и Польше.
Чтобы парировать эти угрозы, мы создали Ленинградскую военную группу, прикрывающую северо-западное стратегическое направление. Новые части укомплектовываются в том числе и солдатами срочной службы. Мы не можем везде иметь контрактников. В основном они находятся в зоне боевых действий.
— Весной вы говорили, что нужды в новой волне мобилизации нет. Но с тех пор ситуация изменилась. На Украине такая волна началась. В случае изменения расклада сил на линии боевого соприкосновения потребность мобилизации в России возрастет?
— Пока об этом речи не идет. Разнарядки на набор по контракту в целом выполняются. На данный момент мы справляемся с призывными планами.
Кроме того, есть достаточный приток добровольцев. У меня к ним особое отношение. Они не военнослужащие. Но это люди, которые могут сражаться и добровольно пришли за этим. На мой взгляд, их нужно вывезти на полигоны в Ростовскую область, сформировать из них нормальные части, вооружить и определить конкретные боевые задачи.
Но многие из них этого не хотят. Почему? Давайте мы определимся — либо защищаем Родину в едином строю, плечом к плечу, либо преследуем личные интересы. Все это должно быть упорядочено.
Должно быть создано единое централизованное управление вооруженной сферой. Ставка Верховного главнокомандования во времена Великой Отечественной управляла всем через своих представителей непосредственно в районах военных действий. Во-вторых, следует тщательнее планировать операции и лучше обеспечивать войска всем необходимым для их проведения. В-третьих, нужно установить ответственность командующих всех степеней за выполнение задачи или ее срыв. В-четвертых, требуется железная дисциплина. «Хочу — воюю, хочу — не воюю» быть не должно, к тому же мы платим серьезные деньги.
Правда ли, что российская армия напоминает «партизанский отряд»
— Летом ваш коллега по комитету депутат генерал-полковник Владимир Шаманов с трибуны Госдумы посетовал на то, что армия якобы раздета и разута, напоминает «партизанский отряд». Как вы расценили его выступление?
— Я не слышал речь Шаманова. В основном мы обеспечиваем ВС РФ и техникой, и вооружением, и топливом, и боеприпасами. Есть неподтвержденные данные, что в КНДР мы взяли часть снарядов для артиллерийских и реактивных систем.
Кроме того, объем продукции предприятий нашего оборонно-промышленного комплекса в 2023 году увеличился в 6,4 раза. Не на проценты, как у нас растет ВВП. Некоторые предприятия в десятки раз увеличили выпуск продукции для нужд СВО. Например, Курганский машиностроительный завод выполнил гособоронзаказ за 2024 год уже в мае! Затем он получил дополнительное задание и уже почти выполнил его. Продукция предприятия крайне важна для вооруженных сил.
Я предполагаю, что Шаманов имел в виду коррупцию в рядах Минобороны, аресты замминистров ведомства Дмитрия Булгакова, Тимура Иванова и других. Такое, к сожалению, происходит. Но все постепенно исправляется, следствие ведется. Те, кто воровал государственные деньги, должны понести соответствующее наказание.
Читайте также:
Старушка Англия в панике: судно с русской «мегабомбой» напугало всю Европу
Бомба в Лондоне, «МОК — помойка», критика уехавших: как живет Елена Вяльбе
«Минус 500 тысяч россиян»: Останина об СВО, демографической яме и SHAMAN