В нашей стране зачастую определить бенефициара той или иной компании — непосильная задача даже для госорганов. Вспомним, как долго разбирались с запутанными отношениями собственности вокруг аэропорта Домодедово, откуда и вылетел вчера лайнер Ан-148 в свой последний рейс. А вот с компанией «Саратовские авиалинии» всё оказалось несколько проще. Довольно скоро широкая общественность узнала, что её контрольный пакет принадлежит фирме, напрямую связанной с уроженцем города Саратова Аркадием Евстафьевым.
Некогда имя этого выпускника местного университета и Высшей школы КГБ прогремело дважды по всей стране. В начале девяностых, когда страной управляло правительство молодых реформаторов, Евстафьев, курировавший в управлении печати МИДа скандинавских журналистов, свёл близкое знакомство с Анатолием Чубайсом, став его пресс-секретарём и советником. Анатолий Борисович, занимавшийся тогда ускоренным процессом приватизации, доверил своему сотруднику пропагандистское обеспечение перехода народного богатства в руки узкого круга собственников. Лишь бы коммунистов к власти вновь не допустить — таков был лейтмотив политики Чубайса и Евстафьева. Тогда соратник Чубайса вёл кампанию под слоганом «ПриватиЗА!ция», а нам было обещано по две автомашины на каждый ваучер.

Борьба с коммунистическим реваншем временами принимала откровенно экзотические формы на грани Уголовного кодекса. В частности, широкой публике имя Аркадия Евстафьева стало по-настоящему известно после выноса из Дома правительства коробки из-под ксерокса с миллионами спонсорских долларов. Генерал Александр Коржаков в своих мемуарах красочно описал ту переломную для российской демократии ночь. Когда, получив информацию, что значительные суммы находятся в сейфе замминистра финансов Кузнецова, Коржаков вместе со своим замом полковником Валерием Стрелецким стали ждать дальнейшего развития событий. И на выходе из Белого дома взяли с поличным двух «финансовых носильщиков» — Евстафьева и Сергея Лисовского. Понятно, что этот «чёрный нал» предназначался для финансирования деятельности «семибанкирщины», решившей взять на себя выборы Ельцина.
Тогда дочка Ельцина, Татьяна Дьяченко, бросилась к отцу и на пальцах объяснила ему с подачи Чубайса и Бориса Березовского, какие на самом деле враги Коржаков, Михаил Барсуков и прочая старая гвардия.
Вскоре, впрочем, Евстафьев должен был временно уйти с госслужбы и превратился в бизнесмена, одного из учредителей одиозной компании «Монтес Аури» («Золотые горы». — News.ru), под сень которой переместились известные приватизаторы, начиная с вице-премьера Альфреда Коха. О деятельности этой компании в те годы много писалось, и большинство авторов сходилось во мнении, что для владельцев она действительно стала «золотыми горами».
Впрочем, Чубайс не забыл о своём многолетнем протеже, и когда возглавил РАО «ЕЭС России», то поручил Евстафьеву возглавить «Мосэнерго». Но тут случился вошедший в историю российской энергетики «блэкаут». Тогда, как подсчитали, два миллиона человек оказались в столице в зоне отключения электричества. Люди застряли в лифтах, в поездах метро, замерших в туннелях. А всё началось с отказа пяти из шести трансформаторов на электроподстанции «Чагино».
Коллапс был объяснён устаревшим электрооборудованием, катастрофической нехваткой резервных мощностей, а главное — полным отсутствием профильных специалистов в руководстве «Мосэнерго». Зато там работали специалисты новой волны, умевшие «правильно» распоряжаться денежными потоками.
С тех пор фамилия Евстафьев широко нигде не упоминалась. Известно, что он стал успешным в большом бизнесе. По имеющимся сведениям, контролирует небольшой банк «Агророс», ЗАО «Энергетический союз» и, как утверждают, «Саратовские авиалинии».
И вот катастрофа вновь напомнила нам имя этого человека. К слову, по одной из версий, компания сэкономила на обработке борта против обледенения. А история учит, что такая экономия до добра не доводит. Энергетики подтвердят.