Итак, количество автографов в поддержку кандидатуры самовыдвиженца Владимира Путина перевалило за миллион. Но сбор не останавливается. Объясняется продолжение процесса тем, что, мол, немало людей хотело бы в такой форме поддержать действующего президента, а потому не стоит ограничивать их порыв.
Иными словами, простая предвыборная рутинная процедура получила совершенно новое звучание. Фактически, помимо прямой агитации за кандидата, в которую превращается любой сбор подписей, сопровождаемый обычно выставленной наглядной агитацией, портретами кандидата, фирменными шариками с политическими рисунками, это ещё и своеобразный предварительный референдум о доверии политику. Тест на его узнаваемость и популярность в широких, часто абсолютно аполитичных массах.
В случае с Владимиром Путиным эта составляющая и вышла на первый план. Действительно, вряд ли кто-то в трезвом уме мог предположить, что для команды президента сбор хоть ста тысяч, хоть трёхсот тысяч автографов сограждан представит какую-то проблему. Но сам факт, что Путин предпочёл идти на выборы самовыдвиженцем, свидетельствовал о том, что он позиционирует себя в качестве президента всех россиян.
А раз так, то уже на первом этапе необходимо было представить доказательства того, что опросы, поднимающие его рейтинг одобрения до 80 процентов, отнюдь не лукавят.
И вот подписная кампания стала лишним доказательством популярности президента. И понятно, что до «часа Х», времени представления подписных листов в Центризбирком, нет смысла её как-то тормозить. Правда, как всегда есть одно «но». Ретивость местных исполнителей, не по уму усердных. Первый такой обидный прокол случился, как известно, в Кургане, где компартия оспорила результаты сбора подписей на двух известных на всю страну военных заводах — Курганмашзаводе и Курганхиммаше.
Выяснилось, что автографы собирались в рабочее время, а потому возникло подозрение в возможности оказания давления на работников. А во-вторых, было непонятно, как сборщики прошли на закрытые предприятия. К тому же стало известно, что и местные профсоюзы, которые как бы вне политики, выступили инициаторами самого процесса. Словом, целый клубок нарушений, и, как результат, эти подписи будут аннулированы.
Прокол для президентской команды, конечно, обидный. Тем более что установка на абсолютно прозрачные и открытые выборы распространяется, понятно, на все процедуры. Впрочем, учитывая масштабы, некоторые проколы неизбежны. Но важен конечный результат, который, видимо, будет рекордным в истории новой России.