Есть мнение, что несколько игривый тон нынешней президентской кампании, заданный ещё с выдвижения Ксении Собчак, позволяет решить некоторые стратегические задачи нынешней президентской гонки. Привлечь к ней внимание, породить некую, пусть и второстепенную интригу. И даже, по мнению некоторых наблюдателей, дополнительно оттенить достоинства кандидата № 1. Мол, на фоне бесконечного числа честолюбивых клоунов только один человек выглядит достойным быть национальным лидером, который может и дальше вести страну вперёд.
Между тем, как представляется, та самая карнавальность, засилье кандидатов «с чудинкой», по меткому выражению главы Центризбиркома, скорее мешают и Владимиру Путину, и в целом ходу нормальных президентских выборов. Во всяком случае, и самого Путина такая сложившаяся нынче предвыборная атмосфера принижает. Велика ли честь побеждать в борьбе с «чудаками»?..
Ведь выборы, тем более президентские, это не совсем шоу даже за океаном, где кандидаты сходятся в жёстких дискуссиях по поводу своих предвыборных программ. И пусть там различия кандидатов во многом концентрируются на отношении к налогам. Сам ход выборов, порождаемые ими настроения оказывают серьёзнейшее влияние на главные национальные повестки, задают тон общенациональному дискурсу. При том, что и там хватает самозванных кандидатов-маргиналов, элементов массового карнавала и голливудского шума и блеска.
У нас пока такого эффекта, к сожалению, пока не наблюдается. К 31 января фактически станет ясно ядро основных кандидатов. Тех самых, что смогут собрать и представить в Центризбирком те самые искомые сотни тысяч автографов. Потом ряд претендентов всё равно отсеются, поскольку наёмные сборщики всегда грешат тем, что вставляют в списки поддельные автографы сограждан, данные которых находят в общих базах. И тем не менее, сам факт, что количество необходимых для представления подписей для самовыдвиженцев снижено было с двух миллионов до трёхсот тысяч, позволил немалому числу жаждущих самопиара, включая даже хозяина стрип-клуба, заявить о себе на всю страну, уничтожая смысл главных выборов как важнейшей общенациональной дискуссии о путях развития.
Есть, однако, надежда, что в феврале, наконец, выборы всё-таки приобретут конструктивный характер. Даже при том условии, что главный кандидат в публичных дискуссиях участие не примет. Однако давно замечено, что Владимир Путин умеет гибко адаптировать идеи, которые высказывают даже далеко не близкие ему по духу политики. Остаётся надеяться, что на финише такие достойные идеи претендентами будут высказаны. Время карнавала проходит.
Фёдор Крашенинников, политолог, специально для News.ru:
Я думаю, эти выборы на конструктивный лад уже ничего не перестроят. И причин для такого пессимизма, по-моему, несколько. Ну, во-первых, для такой большой страны слишком короткий период выборов. В Америке разные этапы предвыборной кампании длятся почти два года. И это позволяет, например, никому не известному Обаме раскрутиться и стать президентом. У нас всё сокращено до минимума. Поэтому у потенциальных участников нет никаких шансов повысить свою узнаваемость. Кто, к примеру, тот же Грудинин, известный в основном в Москве и Московской области, для обывателя с Урала? К тому же у соперников Путина нет никакой структуры на местах. Даже у коммунистов. Их райкомы и обкомы — просто мелкие бюрократические структуры, не способные вести активную кампанию.
Поэтому десятилетиями ядерный электорат КПРФ искал в бюллетенях фамилию Зюганов и голосовал автоматически. Он для далёкого от политических нюансов избирателя и олицетворял эту самую социалистическую идею. А что теперь? Разберётся ли тот же обыватель в том, кто больший коммунист — Грудинин или Сурайкин, лидер явного спойлера «Коммунисты России»? А нет интриги, нет и серьёзных выборов.