В Совете Федерации поддерживают законопроект о новых санкциях против США, который сейчас готовится в Госдуме. Как сообщил «Известиям» заместитель председателя комитета Совета Федерации по международным делам Андрей Климов, документ предусматривает возможное ограничение сотрудничества Москвы и Вашингтона в космосе и экспорта российского титана, который используется авиакомпаниями Boeing и Airbus.

«В целом мы поддерживаем законопроект Госдумы, но считаем, что нужно все очень серьезно просчитать, чтобы это не ударило и по нам. Есть немало сфер, где контакты с США взаимовыгодны, а есть и такие, где могут быть реализованы российские ответные меры», — цитирует сенатора издание.

По разным оценкам, российская корпорация ВСМПО-АВИСМА (входит в состав Ростеха) поставляет корпорациям Boeing и Airbus около 40–60% необходимого им объёма, а организация полётов американских космических кораблей без российских технологий будет весьма осложнена. Как отмечает издание, законопроект о новых санкциях должен пройти ещё целый ряд согласований и доработок, однако уже сейчас можно сказать, что пакет санкций может стать одним из самых жёстких.

Фото: News.ru/Сергей Булкин

Отметим, что первое соглашение ВСМПО-АВИСМА с Boeing было подписано ещё в 1997 году, тогда же была выпущена первая титановая штамповка для Boeing 767. Дальнейшее развитие сотрудничества привело к открытию в 2009 году на Урале совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing в Верхней Салде. В июле 2014 года, отмечает сайт Ростеха, стороны продлили долгосрочный контракт на поставку титанового проката до 2022 года. По его условиям, ВСМПО-АВИСМА продолжит снабжать компанию Boeing и её поставщиков титановым прокатом в согласованных ежегодных объёмах, чтобы обеспечить потребности производства гражданских самолётов.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале


Инструментарий не столь богат

30 июня президент России Владимир Путин в интервью Владимиру Соловьёву, рассказывая о том, почему Россия решила ответить Вашингтону санкциями против американских дипломатов, отметил, что «у нас есть, конечно, что сказать, и ограничить такие сферы деятельности нашей совместной, которые будут чувствительны для американской стороны». В числе сфер, ограничения в которых США восприняли бы болезненно, он назвал оружие массового поражения, борьбу с терроризмом, авиацию, энергетику и освоение космоса.

В свою очередь вице-премьер России Дмитрий Рогозин, курирующий вопросы ВПК и космической отрасли, заметил, что США не прекращают сотрудничество с РФ в космической сфере, так как «американцам невозможно отделить свой сегмент и сделать его самостоятельным, им не на чем запускать свои ракеты». РФ пока намерена продолжить поставки ракетных двигателей для США, принимая лозунг «Космос — вне политики». Но «ничто не вечно под луной», сказал он.

Соглашение между Москвой и Вашингтоном, которое предусматривало поставки в США 101 не имеющего аналогов в мире двигателя РД-180 для ракет Atlas V (Атлас-5) и оценивалось примерно в $1 млрд, было заключено в 1997 году. В 2014 году Конгресс США из-за обострения отношений с Россией ввёл запрет на закупку и использование РД-180 после 2019 года. Но затем отменил это решение, когда стало ясно, что свои аналогичные двигатели в течение ближайших лет США не создадут.

Фото: ETTODAY.NET

Однако эксперты, отвечая на вопрос, действительно ли Россия готова в случае необходимости принятия очередных ответных мер разорвать важные для США контракты на поставку двигателей, отмечали, что ограничение в этой области приведёт к срыву контрактов, которые в первую очередь поддерживают российский космос. При этом, во-первых, у США есть запас ракет с уже поставленными российской стороной двигателями, которого вполне может хватить до того, как они сами сделают свой аналог. Во-вторых, в случае чего США могут довольно легко переориентировать выведение своих нагрузок на другие ракеты — Delta или на французский носитель Ariane 5. При этом США со своей стороны имеют простор для других ограничений. Например, теоретически они могут ввести прямой запрет на поставку в Россию комплектующих для навигационных спутников ГЛОНАСС и аппаратов дистанционного зондирования Земли.

В общем, стремление российских политиков предусмотреть ответные санкции на американские ограничения довольно понятно, однако экономических рычагов, которые бы ударили по США без ущерба для российской стороны, на самом деле мало. В сфере поставок титана гигантам Boeing и Airbus ситуация аналогичная: ещё не ясно, кто больше пострадает — США или Россия — от введения таких санкций.


Исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, специально для News.ru:

Как известно, именно Boeing является важнейшим и крупным партнёром ВСМПО-АВИСМА, и не только по закупке изделий из титана, но и в части совместного предприятия Ural Boeing Manufacturing, которое стало резидентом уральской Особой экономической зоны «Титановая долина» в Свердловской области, где уже начались серьёзные работы на площадке. Значительная часть бизнеса ВСМПО-АВИСМА связана с этим проектом. Да, безусловно, это обсуждаемая мера весьма чувствительна для Boeing, но мы должны понимать, что российский титан обеспечивает отнюдь не 100% потребности концерна.

До настоящего времени российская компания ВСМПО-АВИСМА рассматривалась всеми международными заказчиками как исключительно надёжный и добросовестный партнёр. Конечно, принятие решений о санкционной войне на надёжности не скажется, но политические риски, которые существуют во взаимоотношениях России и США, заставят потребителей других стран задуматься — а не произойдёт ли подобное уже с ними?

Мы отлично знаем, что российский титан не используется компанией Boeing в военных программах. Переносить санкционное противостояние на гражданские программы — значит, во-первых, подвергнуть серьёзному риску непосредственно ведущего мирового производителя ВСМПО-АВИСМА. Не стоит забывать, что компания развивается на заёмные средства, полагаясь на определённую динамику по продажам, и потеря крупного клиента повлечёт за собой ухудшение финансовой ситуации.

Во-вторых, очевидно, что это приведёт к контрсанкциям со стороны США и поставит под удар все гражданские проекты, в которых задействована техника американского производства. В частности, есть риск для самолёта МС-21 и вертолёта «Ансат», в которых используются двигатели американского производства. Поэтому из всего набора потенциальных ответных мер со стороны России, которые позволили бы, образно выражаясь, насолить американцам, сложно придумать что-либо более губительное для отечественной авиационной промышленности, чем санкции, связанные с разрушением бизнеса ВСМПО-АВИСМА. И что самое важное: для американцев это будет означать не остановку бизнеса Boeing по гражданскому направлению, а лишь временные задержки, связанные с переносом производства на другие предприятия. Конечно, это будет связано с ростом расходов, но ни о каких драматических последствиях для США, в отличие от России, говорить, увы, в данном случае не приходится. Поэтому, во-первых, остаётся надеяться на здравый смысл тех людей, которые изучают различные возможности введения санкций. Во-вторых — на позицию нашего правительства и чиновников, которые, как мне кажется, наоборот должны заверить американских и всех прочих партнёров в том, что российская сторона будет привержена выполнению своих обязательств в полном объёме.