История с отравлением в Великобритании бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля обрастает не столько подробностями, сколько слухами, причём преимущественно антироссийского характера.
«Бойкот России — одна из последних возможностей занять достойную позицию» — с таким заголовком вышла статья в издании Daily Telegraph. И хотя не предъявлено никаких доказательств, которые указывали бы на «российский след», понятно, какую версию раскручивают западные СМИ, полностью игнорируя возможность причастности к отравлению Скрипаля, например, британской или американской разведки. Если задуматься, им тоже «может быть выгодно».
Министр иностранных дел России Сергей Лавров уже назвал пропагандой и истерией заявления о причастности Москвы к покушению на убийство Скрипаля и его дочери. «Я хочу напомнить, что гибель Литвиненко, которую также свалили на Российскую Федерацию, так до конца и не расследована», — сказал глава российского внешнеполитического ведомства, отметив, что сравнивать отравление Скрипаля со смертью бывшего сотрудника ФСБ неуместно.

Глава британского МИДа Борис Джонсон призвал «не торопиться с выводами», но пообещал дать решительный ответ, если окажется, что Москва причастна к отравлению Сергея Скрипаля. Так, по словам Джонсона, если будет доказана причастность к преступлению России, это может повлиять на состав английской делегации на чемпионате мира по футболу 2018 года, который пройдёт в России. По информации Sky News, речь идёт о поездке на турнир не футболистов сборной, а чиновников.
В свою очередь глава парламентского комитета по вопросам внутренних дел Иветт Купер в обращении к главе МВД призвал поручить Национальному криминальному агентству Британии расследование 14 смертей, которые полиция не сочла подозрительными, но которые спецслужбы США вроде как считают потенциально связанными с РФ. Речь идёт о людях, к гибели которых якобы могут быть причастны спецслужбы или криминал, — Борисе Березовском и тех, кто был связан с его бизнесом или историей Литвиненко, который в 2006 году умер в Лондоне от отравления полонием.
Как писал портал News.ru, 4 марта 66-летний бывший полковник ГРУ Сергей Скрипаль и его 33-летняя дочь Юлия были найдены на скамейке в парке возле магазинов The Maltings торгового района. Позже глава контртеррористического подразделения лондонской полиции Марк Роули рассказал, что бывшего разведчика и его дочь пытались убить нервно-паралитическим веществом, а медики сообщили о том, что отец и дочь впали в кому. Кроме них от этого вещества пострадал ещё 21 человек, однако сейчас в медицинском учреждении кроме Скрипалей остаётся 38-летний полицейский Ник Бейли, он первым подошёл к скамейке.

До сих пор неизвестное вещество
Спецслужбы Великобритании пока не раскрывают название вещества, но, как отмечает «Радио Свобода», исключили вероятность применения зарина или V-газа. Профессор токсикологии окружающей среды Университета Лидс и член британской правительственной группы советников по химическим военным реагентам Аластер Хей в интервью СМИ обратил внимание на то, что полицейский отравился, соприкасаясь с телами Скрипалей, а значит, вещество, скорее всего, было в виде аэрозоля. По его мнению, при расследовании воздействия нервно-паралитических веществ необходимо «исследовать след», оставленный в окружающей среде, — для определения происхождения и даже производителя. Для этого у британских спецслужб есть все возможности.
Снова выборы в США
Полиция Великобритании, по данным Daily Mail, рассматривает версию о том, что дочь Скрипаля, которая регулярно посещала родину, могла неумышленно привезти «токсин» из России в качестве подарка от «друзей отца», который они вместе открыли в ресторане «Зиззи» или в любом другом месте. В таком случае, отмечает издание, вероятна причастность спецслужб, поскольку нужны были гарантии, что ядовитое вещество пересечёт границу. Кроме того, Сергея Скрипаля и его дочь в ресторане фотографировал неизвестный, его сейчас разыскивают силовики.
Издание The Telegraph сообщило, что некий британский консультант по безопасности, имя которого не раскрывается, долгое время жил неподалёку от Скрипаля в Солсбери и контактировал с ним. Консультант работал с компанией Orbis Business Intelligence, которую возглавляет бывший британский разведчик Кристофер Стил — автор «шпионского досье» на Дональда Трампа, где говорилось о якобы «тесных связях» президента США с Россией.

Напомним, что «шпионское досье» — это 35-страничный документ, составленный консалтинговой компанией Fusion GPS, которая, в свою очередь, воспользовалась услугами экс-сотрудника британского разведчика МИ-6 Кристофера Стила. В нём содержалась неподтверждённая информация о том, что Трамп в ходе своей президентской кампании якобы действовал в сговоре с российскими официальными представителями, а у последних вроде как имелся компромат на будущего президента, полученный во время визита Трампа в Москву на конкурс «Мисс Вселенная — 2013». Составление досье официально началось в 2015 году по заказу сторонников Республиканской партии США, недовольных тем, что Трамп решил вступить в борьбу за пост президента страны. При этом газета The Washington Post сообщала, что расследование финансировали предвыборный штаб экс-кандидата в президенты США Хиллари Клинтон и Национальный комитет Демократической партии.
Таким образом, пишет Telegraph, мотивом для убийства могла послужить вера «российских спецслужб в то, что Скрипаль принимал участие в составлении досье». При этом бывший двойной агент после обмена особо не скрывался в Великобритании — он активно посещал публичные заведения и фотографировался в них. В Солсбери он даже вступил в местный клуб железнодорожников под своим настоящим именем, хотя и представлялся отставным британским чиновником.
Шесть теорий и нарушение шпионской этики
Журналист британского издания Times Роджер Бойс выдвинул шесть теорий покушения на Скрипаля. Все они подразумевают «российский след» и довольно симптоматичны с точки зрения понимания содержания западных публикаций (значимость — в порядке убывания):
— «мышь на пороге»: публичная месть, которую можно сравнить с тем, как кошка оставляет убитую мышь на пороге дома своего хозяина;
— «остановка часов»: после мартовских выборов может начаться перетасовка политического истеблишмента, часть которого будет искать соглашения с Западом по Украине, а покушение на Скрипаля вновь резко заморозит отношения;
— «голова лошади»: Скрипаль, выдав Западу сеть российских шпионов, нажил себе много врагов, и кто-то мог отомстить в духе фильма «Крёстный отец»;
— «грязное досье»: Скрипаль был осуждён в 2006 году, когда бывший офицер МИ-6 возглавил «российский отдел» в ведомстве, и спустя десятилетие последний мог воспользоваться услугами бывшего полковника ГРУ;
— «трейдер на рынке торговли информацией»: даже если Скрипаль и не был связан со Стилом, он мог продолжать торговать развединформацией, нарушая, таким образом, условия шпионского обмена;
— «российский манёвр»: посольство России в Лондоне, руководствуясь, вероятно, инструкциями из центра, написало в Twitter: «Он на самом деле был британским шпионом, работавшим на МИ-6», что может быть попыткой пустить «конспирологов по ложному следу».
He was actually a British spy, working for MI6 pic.twitter.com/PPAcE8a9vz
— Russian Embassy, UK (@RussianEmbassy) March 8, 2018
Эмигрировавший из России в 2014 году журналист Леонид Бершидский, анализируя версию британских СМИ о «казни российской разведкой предателей», обращает внимание на возможные нарушения неписаных правил шпионской игры. Во-первых, до этого никого из отправленных на Запад в рамках обмена никогда не ликвидировали, но если это уже так, то тогда повышаются ставки для шпионов и их обмен становится бессмысленным. Во-вторых, никогда не практиковались атаки на родственников предателей.
А если не Россия?
Всё перечисленное — вольные версии в духе «почему за этим стоит Россия». Британские политики пока прямо не «указывают пальцем» на Москву, и, возможно, в дальнейшем расследование дела постепенно войдёт в прагматичное русло и будет базироваться на фактах, а не на эмоциях.