В Ереване продолжаются начавшиеся в пятницу, 13 апреля, уличные акции оппозиции, которые периодически сопровождаются столкновениями с органами правопорядка. Митингующие выступают против продолжения нахождения у власти Сержа Саргсяна, который вследствие конституционной реформы должен остаться первым лицом в государстве и после оставления должности президента страны, уже заняв кресло премьера. Удастся ли протестующим добиться каких-то результатов, разбирался News.ru.

Мирные митинги с травмами

Протестанты везде заявляют об исключительно мирном характере акции. Но 16 апреля лидер протеста, депутат парламента Никол Пашинян, призвал своих сторонников идти к проспекту Маршала Баграмяна, на котором расположены здание Национального собрания и резиденция президента. Попытка прорвать полицейский кордон привела к первым столкновениям. Десятки активистов были задержаны. За медицинской помощью обратились 46 человек, из них — шестеро полицейских. Одного сотрудника правоохранительных органов врачам пришлось прооперировать. К 9 утра вторника в медучреждениях Еревана оставались 12 человек.

Утром 17 апреля замначальника полиции Еревана передал Николу Пашиняну уведомление с требованием прекратить акции протеста, но депутат разорвал бумагу и призвал митингующих парализовать работу госучреждений. «За последние сутки наше движение стало тотальным. Мы должны дойти до цели», — заявил Пашинян. При этом он посоветовал людям стараться не быть задержанными полицией.

Почему протестуют

Сотрудники правоохранительных органов на улице Еревана, где проходит акция протеста сторонников оппозицииФото: РИА Новости/Асатур ЕсаянцСотрудники правоохранительных органов на улице Еревана, где проходит акция протеста сторонников оппозиции

Основной повод для начала уличных акций — попытки Сержа Саргсяна остаться у власти. Он занимал должность президента Армении два пятилетних срока с апреля 2008 года. Конституция страны не позволяла ему избираться в третий раз, и Саргсян инициировал реформу, превращающую государство из президентской в парламентскую республику.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

К затее переписать Основной закон жители страны отнеслись весьма скептически. Формально за новую конституцию на референдуме 6 декабря 2015 года проголосовало большинство (66,2%), но явка составила всего 50,8%. То есть за перемены в государственном устройстве проголосовали только треть граждан. Половина жителей Армении предпочли вообще не выражать своё мнение, что может свидетельствовать о неверии в эффективность формальных процедур. Ведь если люди доверяют политику или наоборот он им не нравится, они могут высказать свою позицию посредством выборов. Но когда люди отказываются принимать участие в голосовании, то ими часто движет мысль «всё равно ничего не изменить, за нас всё решено».

Однако, как показывает мировая практика, недоверие к выборам не всегда означает апатию к судьбе страны. Просто люди находят другие способы заявить о себе.

Но основная причина, побудившая людей выйти на улицу, это не сама личность Саргсяна, а те социально-экономические показатели, которые связаны с его политикой. Армения, в отличие от многих других государств постсоветского пространства, так и не смогла до конца преодолеть последствия разрыва экономических связей и найти новые источники экономического роста.

По ВВП на душу населения, рассчитанному по паритету покупательной способности экспертами МВФ, Армения и в 2017 году отставала от всех своих соседей. Так, в России ВВП по ППС в расчёте на одного жителя составил 25 740 долларов, в Турции — 22 002, в Иране — 18 591, в Азербайджане — 17 661, а в Армении — всего 9051 доллар. Даже в Грузии, сотрясаемой последние два десятка лет революциями, постоянной и очень болезненной сменой власти, показатель ВВП на человека выше — 10 633 доллара. Армения идёт практически вровень с Украиной (8526 долларов), пережившей в последние годы госпереворот и гражданское военное противостояние в Донбассе.

Есть и другие цифры, тоже красноречиво говорящие о реальном положении дел в Армении. Это данные о миграции из страны. На протяжении всех предыдущих лет Армению каждый год покидали десятки тысяч человек, не находя себе применения на родине. Причём ситуация резко ухудшилась с приходом к власти Саргсяна. За период президентства Роберта Кочаряна (1998–2008) страну покинули, по данным официальной статистики, около 130 тысяч человек. За последние 10 лет уехали уже свыше 310 тысяч.

То есть так называемая стабильность власти в Армении, обусловленная пребыванием у руля государства одного и того же человека, не создаёт условий для развития, но приводит к стагнации.

Поэтому теоретически привлекательная идея перехода от президентской формы правления к парламентской людьми воспринимается как прикрытие для консервации сложившейся ситуации и разрастания правящего клана. Оппозиционеры говорят, что если раньше им приходилось бороться против коррупции одного человека, то теперь придётся уже со злоупотреблениями всей верхушки правящей партии.

Даже фигура нового президента страны Армена Саркисяна воспринимается протестующими сегодня как вызов обществу. Дело в том, что Саркисян не представляет из себя харизматичного политика, чьё появление на политическом олимпе могло быть проявлением желания Саргсяна найти сильного соратника. Саркисян полжизни делал карьеру в науке, занимаясь теоретической физикой. Другие полжизни он провёл на малозначительных дипломатических должностях, работая послом в Великобритании, а потом и вовсе в Ватикане и Люксембурге, продолжая писать научные статьи. И человек, который воспринимается многими не более как марионетка Саргсяна, получил при голосовании 9 апреля 90 из возможного 101 голоса депутатов Национального собрания. Это заставляет некоторых граждан задуматься о косности политической системы и невозможности что-то изменить процедурными методами.

Что предлагает оппозиция

Лидер партии «Гражданский договор» Никол Пашинян (в центре) на улице Еревана, где проходит акция протеста сторонников оппозицииФото: РИА Новости/Асатур ЕсаянцЛидер партии «Гражданский договор» Никол Пашинян (в центре) на улице Еревана, где проходит акция протеста сторонников оппозиции

Оппозиция, вышедшая на площадь, практически не представлена в органах государственной власти Армении. Лидер уличного протеста Никол Пашинян входит во фракцию блока «Елк». Несмотря на то, что блок представляет собой большую коалицию оппозиционных партий (прежде всего, «Гражданский договор», «Республика» и «Светлая Армения»), «Елк» смог получить в нынешнем парламенте только девять мест, набрав на выборах менее 8% голосов.

Во многом такой низкий результат обусловлен отсутствием у «Елк» конструктивной программы действий. Тот же Пашинян известен как ярый борец с Саргсяном, за организацию массовых беспорядков в 2008 году он был даже приговорён судом к семи годам заключения, но вышел по амнистии в 2011-м. Но каковы взгляды Пашиняна на экономику и геополитику, до конца остаётся неясным. Есть только общие фразы о борьбе с коррупцией, повышении зарплат, отстаивании национальных интересов и постоянные призывы к народу выступить против власти.

Некоторые армянские эксперты считают Пашиняна проамериканским политиком. И многие элементы его политической деятельности действительно указывают на активное применение технологий, разработанных за рубежом.

Сейчас Пашинян заявил о начале в Армении «бархатной революции» и призвал безоружных людей блокировать правительственные учреждения. Подобное поведение лидеров уличного протеста можно было наблюдать за последние два десятка лет во многих странах мира. Тактика всегда одна — спровоцировать столкновения. При этом в расчёт не берётся ни низкая реальная поддержка выведших людей на улицы конкретных политических сил, ни отсутствие позитивной программы. Главное — умело использовать реально существующее недовольство властью и добиться её смены любыми способами. Мол, а что будет дальше — жизнь покажет.

Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня в Армении сложилась ситуация, когда власть не просто не может решить существующие проблемы, но и пытается заморозить сложившееся положение дел, с течением времени становясь всё менее восприимчивой к критике и закрывая возможности для выражения недовольства в легальном поле. Но и состояние гражданского общества таково, что оно не способно выдвинуть ответственных лидеров. К чему это может привести, мы видели на примере событий в Египте, Ливии, Сирии и на Украине.