На состоявшемся в новой штаб-квартире в Брюсселе саммите министров обороны стран НАТО принято решение увеличить командный персонал и оперативность развёртывания войск. Основной темой обсуждения стали меры усиления альянса в Европе.

Численность командного состава НАТО планируется увеличить на 1200 человек. Также достигнута договорённость о создании новых командных пунктов в немецком Ульме и американском Норфолке (штат Вирджиния). По словам генсека альянса Йенса Столтенберга, в настоящее время наблюдается рост военных расходов членов блока: в 2018 году траты на оборону по сравнению с предыдущим годом вырастут на 3,8%. К 2024 году большинство из 29 членов организации должны выйти на запланированный уровень расходов в размере 2% от ВВП. Это означает, что Канада и европейские страны с 2014 года дополнительно потратят за 10 лет 87 млрд долларов.

К 2020 году должна быть реализована инициатива по расширению боеспособности НАТО с условным названием «четыре тридцатки». Она подразумевает способность альянса в течение 30 дней привести в боевую готовность 30 механизированных батальонов, 30 авиационных эскадрилий и 30 боевых кораблей.

Особое направление по укреплению боеспособности блока — противодействие атакам хакеров. В рамках новых командных пунктов в Германии и США решено создать новый центр киберопераций. «Все кризисы сегодня имеют киберизмерение. И мы должны быть так же эффективны в киберпространстве, как на суше, на море и в воздухе», — подчеркнул Столтенберг.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Генсек НАТО заметил, что несмотря на разногласия между США и Евросоюзом по поводу торговых пошлин, именно при Трампе серьёзно выросла боеготовность блока, чего не наблюдалось со времён окончания холодной войны. Во многом этому способствует усиление группировки в Польше и других странах Восточной Европы. «Впервые в истории НАТО у нас есть боевые группы в Балтийском регионе и в Польше. У нас есть боевая группа под руководством США в Польше, и конечно, у нас есть и другие виды присутствия в Польше. Мы сейчас в процессе строительства объекта противоракетной обороны в Польше. Мы видим, что США увеличивают своё присутствие в Европе, и это часть коллективной обороны НАТО», — заявил глава альянса.

Нынешний саммит министров обороны предваряет саммит лидеров государств, который должен состояться в июле. По словам Столтенберга, это будет встреча «решительных партнёров», а потому на неё принято решение пригласить президента Украины Петра Порошенко.

Генерал Джон Николсон, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, Тарик Шах Бахрами (министр обороны Афганистана), заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Геттемюллер (слева направо)Фото: flickr.com/NATO North Atlantic Treaty OrganizationГенерал Джон Николсон, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, Тарик Шах Бахрами (министр обороны Афганистана), заместитель генерального секретаря НАТО Роуз Геттемюллер (слева направо)

Обращает на себя внимание, что во второй день саммита в Брюсселе, 8 июня, в Варшаве встретились лидеры стран «Бухарестской девятки»: Польши, Румынии, Венгрии, Чехии, Словакии, Болгарии, Литвы, Латвии и Эстонии. «Цель встречи — подготовка общей позиции стран региона перед предстоящим саммитом НАТО в Брюсселе. В качестве государств восточного фланга альянса у нас есть общие интересы в вопросах безопасности, в первую очередь связанные с агрессивной политикой России», — заявил глава Бюро национальной безопасности Польши Павел Солох.

Издание The Copenhagen Post со ссылкой на Военно-воздушные силы Дании отмечает, что Североатлантический блок решил инвестировать в модернизацию военного радара на датском острове Борнхольм в течение следующих двух лет. Радиус действия радара составляет 470 км, он позволяет предупреждать силы альянса в случае приближения российской авиации к границам Дании и других членов блока. Отметим, что в Норвегии частью ЕвроПРО также станет расположенный на острове Вардё радар «Глобус-2», который вроде как отслеживает космический мусор на околоземных орбитах и который уже не раз становился объектом дипломатических споров, поскольку российская сторона небезосновательно считает, что он уже долгое время используется в интересах ПРО США. Траектории полёта российских МБР от гипотетического старта, например, из Калужской, Тверской, Ивановской, Саратовской и Свердловской областей, до объектов поражения на территории США проходят над Европой. При атаке соединений РВСН данные со спутников системы предупреждения о ракетном нападении США сразу же будут переданы на РЛС в Норвегии и Дании, далее — в течение нескольких минут — подключат радары в Великобритании, Гренландии. Кроме того, район патрулируют боевые корабли НАТО, оснащённые комплексами ПВО с ракетами-перехватчиками, что создаёт потенциальную угрозу перехвата на разгонном участке баллистических ракет подводных лодок России.

Дмитрий Данилов, заведующий отделом европейской безопасности Института Европы РАН:

— Нынешние решения полностью вписываются в концепцию переформатирования НАТО под восточную угрозу, которая была принята в 2014 году. Открытие дополнительных командных пунктов и строительство инфраструктурных объектов вполне логично. В этом году альянс собирается провести крупнейшие военные учения в Европе, в которых будут задействованы 45 тысяч человек. Под них тоже необходимо выстроить адекватную военную структуру. В НАТО серьёзно относятся к так называемой гибридной войне, под которой понимают новые, нестандартные угрозы со стороны России. Один из вызовов «гибридной войны» — это кибератаки, которых опасаются в альянсе.

Следует указать, что в настоящее время реформирование НАТО идёт по пути тесного взаимодействия между структурами альянса и Евросоюза. Таким образом, даже страны ЕС, которые не состоят в НАТО, участвуют в программах блока по обеспечению коллективной безопасности.

Что касается саммита «Бухарестской девятки» стран Восточной Европы, то его повестка всегда была неизменной. Страны «девятки» открыто заявляли, что вступили в НАТО ради того, чтобы защититься от России. Эта повестка у государств Восточной Европы сохранялась даже на пике доброжелательного отношения друг к другу России и НАТО: во время саммита альянса в Лиссабоне в ноябре 2010 года. Тогда постулаты «девятки» не определяли идеологию блока, но с 2014 года они стали официальной позицией альянса.