В ближайшие десятилетия из-за глобальных изменений климата в летние месяцы Арктика будет свободна ото льда, что приведёт к серьёзным и неоднозначным последствиям на всей планете. Как заявил в ходе конференции «Глобальные изменения климата в Азиатско-Тихоокеанском регионе», которая проходит в Дальневосточном федеральном университете (ДВФУ), директор Европейско-Средиземноморского центра изучения климатических изменений Антонио Наварра (Италия), за последние 40 лет «кухня планеты» потеряла около 40% льда.

«Скорость роста температуры напрямую зависит от объема парниковых газов. Если мы сегодня остановимся и не будем выбрасывать углекислый газ в атмосферу, то за счет прошлых лет температура на Земле поднимется еще на 0,8 градуса. Но прекратить выбросы невозможно, и вскоре мы перекроем этот показатель в два раза, а в перспективе достигнем 2 градусов. Поэтому в скором времени южные границы Арктики растают и Северный морской путь (СМП) будет свободен», — цитирует учёного пресс-служба ДВФУ.
По его мнению, это позволит сделать ресурсы региона доступнее, будет способствовать развитию северных территорий, однако создаст серьёзные риски для экологии и экономики России. С одной стороны, время на транспортировку грузов из Китая в Европу сократится примерно до двух недель, появится новый стимул для развития туризма и сельского хозяйства. С другой — появится желание и возможность для более активного использования её природных ресурсов, что может привести к их уничтожению, а кроме того, отрицательным может оказаться влияние на южные регионы планеты.

«Последствия действительно непредсказуемы. Они могут породить дефицит водных, лесных и других ресурсов на юге», — считает Наварра. Учёный уверен, что Арктику надо не только развивать, но сохранить для следующих поколений.
Впрочем, у российских учёных в силу многих объективных причин информации об Арктике несопоставимо больше, и каких-то серьёзных катастроф они пока не предрекают.
Советник директора Государственного научного центра «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» Александр Данилов, специально для News.ru:
— Уверенное сокращение сентябрьской площади льда (в конце летнего периода) происходит где-то с 90-х годов. В 2017 году она была 4 млн 740 тыс. кв. км. А в 2012 году она была ещё меньше — 3,5 млн. Вот так, колеблясь в целом, тенденция однозначна — летнего льда становится всё меньше, но он есть. Важно не забывать, что сейчас там уже началось замерзание и примерно через месяц весь Северный Ледовитый океан, включая наши моря, будет покрыт льдом.
Северный морской путь нам нужен круглогодично, но в обозримом будущем, да и вообще никогда, он не откроется. Там всегда будет лёд. Страшно далеко то время, когда СМП будет рассматриваться как конкурент Панамскому или другим каналам. Достаточно посмотреть, сколько грузов перевозится там и сколько по Севморпути.
Другое дело, что этот путь нам нужен, прежде всего. Нам надо возить свои углеводороды с Ямала в Азию, и желательно круглый год. Но даже при условии, что потепление продолжается и, безусловно, будет продолжаться, чтобы плавать по Севморпути, нам нужны мощные ледоколы. Будут возиться опасные грузы — нефть, газовый конденсат и сжиженный газ. Любые аварии должны быть полностью исключены. А этого можно добиться, только если суда будут сопровождать мощные атомные ледоколы.
Происходящее потепление внушает определённый оптимизм, чтобы сделать СМП круглогодичным, но это очень недостаточное условие. Безледокольный период станет где-то на месяц дольше. Однако всё равно в сентябре будет замерзать, а таять — в июне-июле.
Но есть, например, пролив Вилькицкого в районе моря Лаптевых, куда лёд часто пригоняется ветрами северных широт, грубо говоря, от полюса. Там часто дежурит атомный ледокол.
Главная задача для России — это оборудовать сейчас СМП: модернизировать порты, создать современное навигационное обеспечение, спасательные службы, следить, чтобы суда не садились на мель. То есть всё, что требуют международные соглашения, регулирующие судоходство в полярных широтах.
Безответственность чревата экологической катастрофой
О необходимости бережного отношения к региону ранее говорил и секретарь Совбеза России Николай Патрушев. Во время открытия VII Международной встречи Арктического совета в Сабетте он отметил, что, по современным оценкам, углеводородные запасы в регионе составляют 90 миллиардов баррелей нефти, 47 триллионов кубометров природного газа, а также 44 миллиарда баррелей газового конденсата. При этом вопросы энергетической безопасности приобретают глобальный масштаб и зачастую переходят в политическое измерение, поэтому тема арктических ресурсов крайне актуальна.

«Безответственная гонка за ресурсами может стать причиной экологических катастроф и разрушения традиционных укладов жизни народов Севера. Уникальные особенности Арктики способны мгновенно придать любому негативному инциденту масштабы настоящего бедствия. Поэтому бережное отношение к богатствам региона должно стать главным приоритетом для всех нас», — заявил он.
Патрушев призвал, несмотря на отдельные разногласия арктических стран, объединить усилия ради сохранения Арктики как уникального природного и культурного наследия всего человечества.
