Победивший на президентских выборах в Бразилии ультраправый политик Жаир Болсонару выступает противником участия страны в международных соглашениях, препятствующих сближению с Западом. В дальнейшем это может сделать республику менее сговорчивой с Россией или вообще привести к выходу её из БРИКС, считают эксперты. В то же время резкие взгляды нового бразильского лидера не отталкивают Москву, и есть шанс, что они наоборот поспособствуют российско-бразильскому сближению.
29 октября Владимир Путин поздравил Жаира Болсонару с победой во втором туре президентских выборов в Бразилии. Российский лидер выразил уверенность в дальнейшем взаимовыгодном развитии двусторонних отношений стран. Также Болсонару с победой поздравил президент США Дональд Трамп, сразу после оглашения предварительных результатов позвонивший бразильскому «единомышленнику» — за схожесть взглядов Болсонару часто называют «тропическим Трампом». «Оба политика выразили полную приверженность работе рука об руку для улучшения жизни народов США и Бразилии и в качестве региональных лидеров — жизни Америк», — отметила представитель Белого дома Сара Сандерс. Между тем сразу после оглашения предварительных результатов второго тура в крупнейших городах страны Сан-Паулу и Рио-де-Жанейро начались столкновения сторонников и противников Болсонару. Полиция применяет дубинки и резиновые пули. Несколько тысяч поклонников новоиспечённого президента собрались у стен его резиденции в богатом районе Рио-де-Жанейро — празднование сопровождается песнями и фейерверками.
Ультраправый кандидат от Социально-либеральной партии Жаир Болсонару победил во втором туре. После подсчёта 99% бюллетеней его отрыв от представителя левой Партии трудящихся Фернанду Аддада составил около 10 процентных пунктов (55,1% против 44,9%). Новый бразильский президент, избираемый на четырёхлетний срок, вступит в должность 1 января 2019 года. Обращаясь к своим сторонникам после победы, «тропический Трамп» обещал «освободить Бразилию от международных соглашений с идеологическим уклоном, в которые она была втянута в последние годы». Бразилия, сказал Болсонару, больше не будет отделена от более развитых стран.
Бывший военный Жаир Болсонару известен своими ультраконсервативными взглядами, сексистской и гомофобной риторикой, публичной поддержкой пыток в правоохранительных органах и ностальгией по военной диктатуре. Болсонару объединил против себя не только бразильских левых, представителей этнических и сексуальных меньшинств, но и международные правозащитные организации. Human Rights Watch уже призвала бразильскую общественность, представителей СМИ, правозащитников и юристов сплотиться для того, чтобы не позволить Болсонару установить в стране диктатуру и начать массовые репрессии против инакомыслящих, передаёт агентство Reuters.
В самой стране у нового президента немало врагов — достаточно вспомнить, что 6 сентября во время встречи правого кандидата с избирателями сторонник левых Аделио Биспу ди Оливейра напал на Болсонару и ранил его ножом. В то же время ультраправого кандидата любят представители крупного бизнеса. Мировые биржи отреагировали на его победу уверенным ростом, а национальная валюта накануне выборов, когда стало ясно, что Болсонару является фаворитом предвыборной гонки, выросла на 10%. От последовательного противника социализма во главе Бразилии ждут либерализации экономики и последовательной борьбы с коррупцией. Экономическая программа избранного президента Бразилии строится вокруг приватизации крупнейших государственных энергетических компаний и создания благоприятного инвестиционного климата для частного и зарубежного бизнеса.
Во внешней политике Болсонару выступает как последовательный противник левых режимов Венесуэлы и Боливии. Кроме того, он неоднократно выражал обеспокоенность чрезмерным ростом бразильско-китайских экономических связей (КНР является одним из главных импортёров бразильской сои), подчёркивая, что «Китай покупает не у Бразилии, он покупает Бразилию». Эксперты высказывали опасения, что подобные взгляды нового президента существенно снизят степень участия Бразилии в БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) или вообще приведут к уходу страны из этой группы.
Болсонару — политик, который ориентирован на США и Трампа, его победа — провозглашение «трампистской» линии в Бразилии, отмечает News.ru вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. С другой стороны, он никогда не был у власти, и потому его поведение может быть непредсказуемым. «Болсонару действительно требовал уменьшить влияние КНР в стране в то время, как его левые соперники выступали за сохранение таких связей. Где в этих заявлениях Болсонару озвучивал собственные взгляды, а где отдавал дань внутриполитической конъюнктуре, покажет практика. Но у БРИКС могут возникнуть проблемы с международным позиционированием себя как сообщества наиболее влиятельных стран с развивающейся экономикой», — говорит Макаркин. Если Бразилия выйдет или приостановит членство в сообществе в угоду США, то это серьёзно ударит по репутации интеграционной группировки, а в латиноамериканском регионе найти другую страну, готовую вступить в коалицию с Россией и Китаем и обладающую экономикой, соразмерной с бразильской, будет невозможно, продолжает он: «В любом случае, даже если Бразилия останется в БРИКС, она будет для России и Китая теперь менее сговорчивым партнёром, выдвигающим свои дополнительные условия, укрепляющим отношения с США».
В то же время Макаркин считает, что ситуацию пока ещё рано драматизировать. «В отличие от советского периода, сейчас Москва не придерживается последовательной идеологической доктрины во внешней политике. Так, на открытие ЧМ-2018 по футболу в Москву приезжал новый президент Парагвая Марио Абдо Бенитес, также придерживающийся правых взглядов, — напоминает эксперт. — В общем, нельзя однозначно утверждать, что Россия в Латинской Америке „дружит“ исключительно с левыми режимами, дистанцируясь от праволиберальных проамериканских правительств». А для Болсонару сотрудничество с Москвой может иметь свои преимущества: «Очень многие европейские и американские политики, общественные деятели выражают обеспокоенность состоянием свободы слова и прав человека в Бразилии с приходом Болсонару. Трамп пока что поддерживает нового бразильского президента, но его риторика может поменяться под давлением общественности». Российская сторона склонна не замечать нарушений прав человека в странах в тех случаях, когда их правительства не намерены ссориться с Россией. «В дальнейшем это может сделать Кремль для Болсонару удобным партнёром или даже союзником», — заключает Макаркин.