Россия и Украина по-разному видят морские границы, а двусторонний документ от 2003 года, регулирующий право пользования Керченским проливом, не учитывает ни Крымский мост, ни территориальную принадлежность полуострова. Правовая коллизия ставит Москву в неудобное положение: с одной стороны, Россия подготовилась к действиям Украины в военном плане, с другой — данные меры не идут на пользу политике, они играют на руку Киеву и поддерживающим его антироссийскими санкциями международным участникам.

26 ноября Пётр Порошенко обратился к руководству России, требуя вернуть украинских военнослужащих и корабли, которые ФСБ России задержала за пересечение границы. «Мы требуем срочно передать их украинской стороне и сделать первый шаг в сторону деэскалации ситуации, сложившейся в Азовском море», — заявил украинский президент. Порошенко добавил, что ждёт от Кремля немедленной реакции на своё обращение. «Вопрос будет рассматриваться в Совбезе [ООН] по инициативе России. Речь идёт об очень опасной провокации, конечно, она требует особого внимания, особого разбирательства», — отметил в свою очередь спикер Кремля Дмитрий Песков.

Вопрос о возвращении кораблей не новый для Украины: во время «эвакуации» из Крыма в 2014 году Киев оставил Москве 51 корабль, из них 25 были боевыми: ракетные катера и корветы, десантные корабли и противолодочные силы. В Одессу ушёл флагман украинского флота «Гетман Сагайдачный», который в тот момент возвращался с боевого дежурства в рамках антипиратских операций НАТО «Океанский щит» и ЕС «Атланта» в Аденском заливе и западной части Индийского океана, а также шесть кораблей и три судна обеспечения. В апреле 2014-го Россия начала возвращать средства в состав ВМС Украины, однако из-за долгов перед крымскими судоремонтными заводами и боевых действий в Донбассе процесс был приостановлен. Это при том, что часть украинских кораблей не смогла покинуть места базирования ввиду плачевного технического состояния, а экипажи некоторых добровольно подняли Андреевский флаг.

Возвращение захваченных спецназом ФСБ РФ двух малых бронированных артиллерийских катеров (МБАК) «Бердянск» и «Никополь» и рейдового буксира «Яны Капу», отконвоированных в Керчь, — вопрос из политической плоскости: решится ли таким образом Москва «смягчить» эффект от силовых действий или, наоборот, откажет и продемонстрирует безуспешность усилий считать Крым украинским? Тема возврата судов — это хороший повод украинским пропагандистам возложить ответственность за состояние ВМСУ на Россию, но явно она не основная для Москвы.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Право пользования Керченским проливом в Азовское море для военных и гражданских кораблей и судов Украины и России гарантировано договором 2003 года, который, по понятным причинам, не учитывает изменившиеся в 2014 году реалии. При этом ситуация накалялась не с момента, когда в 2014-м правительство Украины приняло решение «закрыть» крымские порты для посещения судами Евпатории, Керчи, Севастополя, Феодосии и Ялты, а с введением в эксплуатацию Крымского моста и задержанием керченского сейнера «Норд» под российским флагом, экипаж которого (кроме капитана) был выменян на украинских рыболовов-браконьеров.

После этого российские пограничники стали регулярно задерживать и досматривать суда, следующие в подконтрольные Киеву порты Бердянска и Мариуполя, а украинские войска проводили на берегу Азовского моря учения по отражению высадки российского десанта. После воскресного инцидента — «навала» российского пограничного корабля «Дон», стрельбы и действий спецназа — во избежание переброски подкрепления со стороны ВМС Украины с Азовского моря Россия перекинула тральщик «Вице-адмирал Захарин» и два артиллерийских катера проекта 1204 «Шмель». За последнее время силовики заметно нарастили группировку кораблей на азовском направлении — в том числе по внутренним рекам были переброшены пограничные сторожевые корабли (ПСКР) и катера, замечала «Свободная пресса». При этом наращивание сил и средств — показатель военной готовности к возможным провокациям, но не политической.

Сейчас в районе Керченского пролива для мониторинга ситуации задействованы беспилотники «Орлан-10» и «Форпост» из состава средств российских ВМФ и ВКС — аппараты будут работать в Чёрном и Азовском морях до разрядки ситуации, сообщили «Известия» со ссылкой на источники. Однако это лишь меры по повышению бдительности: 25 ноября два малых бронированных артиллерийских катера (МБАК) «Бердянск» и «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу» также были своевременно обнаружены средствами радиотехнической разведки и ещё на подходе к появившейся в 2014 году госгранице взяты на сопровождение БЛА.

Военная готовность не помешала маневрированию украинских кораблей в территориальных водах РФ, и Киеву ничего не мешает инициировать ситуацию снова. Пусть она будет использована местной элитой для достижения своих внутриполитических целей в стадии уже начавшейся избирательной кампании, но активизация российско-украинских противоречий и переход их в силовую плоскость на очередном направлении ничего хорошего Москве не сулит. Это лишний повод для международных игроков подчеркнуть территориальную принадлежность Крыма и ввести очередные экономические ограничения против России.

Сергей Ищенко, капитан 1-го ранга запаса:

Ситуация не нова для морского права. Скажем, известный эпизод «холодной войны» 1988 года — советские сторожевые корабли СКР «Беззаветный» и «СКР-6» совершили «навал» на американские ракетный крейсер «Йорктаун» и эсминец «Кэрон» для вытеснения их из территориальных вод СССР. «Навал» — наиболее щадящий из силовых вариантов, когда военные не хотят доводить ситуацию до кровопролития, но вынуждены применять силу.

Российские моряки уверены, что украинцы вторглись в их территориальные воды — 12-мильную зону вокруг Крыма. Украинцы считают, что никаких территориальных вод России возле Крыма нет, потому что Крым — территория Украины. Возникла правовая коллизия, приведшая к инциденту. Как результат — военные стали заложниками политической коллизии, и проблема в том, что никакого выхода из неё нет.

Предполагаю, что дальше мы вернём Украине захваченные бронекатера и буксир. Российское руководство не было готово к подобному сценарию. В сентябре, напомню, корабль управления «Донбасс» и буксир «Корец», следуя в Азовское море, вошли в исключительную экономическую зону России у берегов Крыма. Корабли российской береговой охраны их сопровождали на безопасном расстоянии, но, судя по всему, в России не были готовы к ситуации и не знали, как на неё реагировать должным образом. Сейчас наше руководство, увы, также не знало, что делать: то загораживали сухогрузом проход под Крымским мостом, то его убирали. Налицо реакционные и судорожные решения. Такое ощущение, что сентябрьская ситуация Москву так ничему не научила, и полагаю, что подобные инциденты будут повторяться.

Александр Храмчихин, заместитель директора Института политического и военного анализа:

Каждая страна считает Крым своей территорией, и каждая действует, исходя из своей позиции. Сложившийся правовой коллапс не преодолеть в современной политической ситуации. Другое дело, что у Украины в результате подобных провокаций может просто закончиться флот. Ещё несколько таких случаев, и у наших соседей попросту не останется кораблей в составе ВМСУ. С другой стороны, если Порошенко нужно отменить президентские выборы, то кораблей не жалко. Так что подобные случаи, полагаю, могут повториться.