Украина продолжает задерживать российские суда вместе с экипажами. Но российские компании упорно направляют сейнеры и танкеры в украинские порты, несмотря на очевидную политическую подоплёку действий Киева. Урегулирование ситуации может не ограничиться переговорами по дипломатической линии и потребовать более радикальных решений со стороны российского военно-политического руководства, считают эксперты.
Экипаж задержанного на Украине танкера из России «Механик Погодин» опасается силового захвата судна, сообщается на сайте судоходной компании ООО «В.Ф. Танкер». Судно успешно прошло соответствующие проверки на соблюдение требований Парижского меморандума в украинском порту Южный: «Информация об этом была доступна администрации порта Херсон при выдаче разрешения на заход танкера в акваторию порта». Попытка проникновения на судно значительного количества людей под видом каких-либо проверок вызывает опасения силового захвата судна, отметили там.
Судьбой 12 членов экипажа танкера «Механик Погодин» занялась уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. Она изначально связалась со своей украинской коллегой Людмилой Денисовой. Как сообщал журналистам пресс-секретарь Москальковой Алексей Зловедов, права экипажа не нарушались, на борту судна есть необходимые запасы воды, питания и медикаментов. Украинская сторона рассматривает вопрос об аресте судна, принадлежащего российской частной компании, но это лежит вне компетенции российского омбудсмена. Россияне свободны в своих передвижениях, их никто не удерживает, они не под санкциями, пояснила Денисова. Вместе с тем украинский омбудсмен отметила, что, несмотря на отсутствие ограничений в передвижении моряков, они никуда не выходят и остаются на судне: «Под санкциями судно и имущество, которое, по предварительным данным, принадлежит компании ВЭБ „Лизинг“, которая внесена в санкционный список 26.07.2018».
Действия российских моряков вполне объяснимы — они уверены в своей правоте и не будут покидать танкер. Вместе с тем, «Механик Погодин» — не единственное судно, заблокированное украинскими властями. 25 марта украинские пограничники задержали крымский рыболовецкий сейнер «Норд» в водах Азовского моря. Двум из десяти членов экипажа удалось вернуться на родину, капитану судна Владимиру Горбенко грозит до пяти лет лишения свободы «за незаконное посещение территории Украины», остальных моряков украинская Госпогранслужба отказывается отпускать домой по российским документам, так как считает их гражданами Украины, проживающими в Крыму. Людмила Денисова предлагала президенту Петру Порошенко обменять экипаж «Норда» на рыбаков украинского судна ЯМК-0041, задержанного в мае в акватории Крыма по подозрению в браконьерстве, но инициатива осталась без реакции.
В случае с танкером «Механик Погодин» Украина сразу заявила о намерении обратиться в СБ ООН или НАТО с просьбой конвоировать свои суда в Азовском море. В ответ на это заявление депутат Госдумы РФ Дмитрий Белик отметил, что ни Совбез ООН, ни НАТО не рискнут вторгаться в территориальные воды России, чтобы не спровоцировать РФ «на вынужденное применение силы». Мотив Киева хорошо объясняет публикация УНИАН, в которой журналисты в нарушение причинно-следственной связи обвиняют Россию в том, что она на протяжении пяти месяцев «терроризирует украинские суда в Азовском море» и «усилила там свой флот кораблями и вспомогательными судами, а также активизировала береговую охрану». Между тем, на военное присутствие в Азовском море и районе Керченского пролива Черноморский флот пошёл из-за задержания и ареста украинскими пограничниками крымского судна «Норд».
Член Совета по внешней и оборонной политике, генерал-майор ФСБ в отставке Александр Михайлов считает, что в сложившейся ситуации возможен только силовой вариант ответных действий: «Других не может быть, когда затрагиваются права и интересы российских граждан». Выполняя волю руководства, украинские пограничники занимаются откровенным беспределом, ведь они не могут внятно объяснить причины задержания российских судов ни Москве, ни мировому сообществу, считает Михайлов. «В случае с „Нордом“ они придумали для себя нелепое оправдание, ссылаясь на „незаконное нахождение на территории Украины“, имея в виду Крым. Ответ должен быть прямым и чётким — блокировать выход украинских судов из Азовского моря, — предлагает эксперт. — Далее ультиматум: блокада не будет снята, пока наши граждане не будут освобождены. Да, это вызовет международный скандал, но иначе нельзя, поскольку украинские пограничники будут продолжать действовать прежними методами».
Россия уже оказывает ответное силовое давление на Украину, досматривая украинские суда в акватории Азовского моря, это плохо влияет на экономическую ситуацию на Украине, но Киеву сложно отыграть назад, указывает заместитель директора Института политического и военного анализа Александр Храмчихин: «Эти меры пока что ничего не дают, но, очевидно, никаким правовым путём ситуацию уже не разрешить». Можно лишь удивляться беспечности российских капитанов и судовладельцев, чьи суда заходят в украинские порты, говорит Храмчихин и напоминает, что в ситуации с «Нордом» украинские власти пытались заставить экипаж признать себя гражданами Украины: «Те, как известно отказались, спектакль потерял смысл, но и идти на уступки украинские власти не хотят». По мнению эксперта, Россия пытается ужесточить меры воздействия, вплоть до военных, но получить карт-бланш можно только в том случае, если первым на вооружённую провокацию решится Киев. «Тогда Кремль бы принял ответные меры в виде полной блокады украинских портов в Азовском море», — прогнозирует Храмчихин.
Судьба российских моряков решается на уровне уполномоченных по правам человека двух государств, по линии МИД. Ситуация — очередной дешёвый фарс, но Москва не может действовать по принципу «сам дурак», полагает член экспертного совета по обороне Госдумы РФ, капитан первого ранга запаса Борис Усвяцов. «Наоборот, нужно показать миру, что, в отличие от администрации Порошенко, Россия решает вопросы цивилизованным путём. Украинская сторона очень хотела бы нас спровоцировать, но мы на их провокации не поддаёмся, — говорит Усвяцов. — Да, мы досматриваем все украинские суда в акватории Азовского моря, но пока ни одного не задержали». Обыски проводятся из соображений безопасности: экстремисты на Украине угрожали диверсиями и терактами на территории РФ, вплоть до подрыва моста через Керченский пролив, напоминает эксперт.