Покинувшая Россию Чулпан Хаматова впервые вышла на сцену Нового Рижского театра. Актриса представила моноспектакль «Постскриптум» (Post Scriptum), в котором сыграла сразу пять ролей. Режиссёр Алвис Херманис посвятил пьесу «совести, сознанию и подсознанию страны» и разрешил присутствовать в зале только тем журналистам, кто против спецоперации на Украине. В России художественную постановку, судя по острой реакции на новую работу Хаматовой, сочли за политический манифест. В Госдуме заявили, что актриса «приняла участие в спектакле, который порочит её страну и её историю». Какой сюжет в «Постскриптуме» и правда ли, что спектакль получился «антироссийским», — в материале NEWS.ru.

В России Херманис известен по постановке «Горбачёв» с той же Хаматовой и Евгением Мироновым в главных ролях. А в 2008 году на сцене Театра Наций ставил «Рассказы Шукшина». В новом спектакле «Постскриптум» действие происходит в 2010 году, через восемь лет после теракта на Дубровке. В пьесе сплетены «Бесы» Достоевского, расследование Анны Политковской о трагедии «Норд-Оста» и нынешние драматические события на Украине.

Героиня Хаматовой — школьная учительница литературы Надежда. Она живёт в квартире с типичными «совковыми» интерьерами: велюровой обивкой дивана, выцветшими обоями, ковром на стене и стареньким ламповым телевизором, над которым на полочке стоят образа. Её муж и сын, оказавшиеся в числе заложников «Норд-Оста», погибли. Но Надежда не одинока: её окружают литературные герои.

Чулпан Хаматова в спектакле «Постскриптум»Фото: Новый Рижский театрЧулпан Хаматова в спектакле «Постскриптум»

В новой работе Херманиса актриса играет сразу пять ролей: учительницу, насильника, священника, девочку и автора. Спектакль идёт на русском языке с латышскими субтитрами. Иностранных журналистов при аккредитации предупредили, что своим присутствием в зале они «автоматически осуждают» действия России на Украине. Об этом условии представителям СМИ сообщил режиссёр на своей странице в соцсети.

После этого спектакля зрителей попросили не аплодировать. Все просто встали и тихо, молча вышли из зала. Большой зал в Новом Рижском театре высоко. И пока зрительский поток стекал то ли с четвёртого, то ли с пятого этажа, на лестнице тоже стояла тишина. Каждый нёс свой ком в горле. Получилось мощно и страшно. Чулпан не зря доверяет Алвису. Его режиссёрская антенна всегда ловит главное, — написала рижская журналистка Татьяна Фаст.

При этом кинокритик Антон Долин, выступивший против спецоперации России на Украине и уехавший из страны после её начала, отметил, что режиссёр «одновременно расписывается в любви к русской классике, доказывая глубокое её понимание, и как бы выступает против её изучения в школьной программе — стандартизированного, скучного, убивающего смысл».

Немотивированное, абсолютное зло — вот о чём речь в спектакле. Его важная интегральная часть — ярко-красная программка, которая, кроме выходных данных, содержит фотографии и тексты, посвящённые уничтожению драмтеатра Мариуполя. Того, перед которым было написано «ДЕТИ», — написал Долин на своей странице в соцсети.

Все билеты на премьеру проданы до сентября. Хотя цена на них гораздо ниже московских спектаклей с актрисой — от 15 до 30 евро. Например, на «Горбачёва», снятого с репертуара после отъезда актрисы, билеты продавались по 10–15 тысяч рублей, что по нынешнему курсу составляет от 170 до 250 евро.

Эмиграция Чулпан Хаматовой вкупе с участием в политизированном спектакле возмутили актрису и депутата Госдумы Елену Драпеко. По её словам, Хаматова не только «пересекла красную черту», но и «приняла участие в спектакле, который порочит её страну и её историю».

Чулпан Хаматова в спектакле «Постскриптум»Фото: Новый Рижский театрЧулпан Хаматова в спектакле «Постскриптум»

Однако режиссёр Малого театра Андрей Житинкин заявил NEWS.ru, что, по его мнению, нельзя смешивать актёрскую профессию с политическим высказыванием.

Культура и политика — две разные сферы. Их не надо смешивать ни в коем случае. По определению актёры произносят не свой текст. Они читают пьесу драматурга. Это перевоплощение. Поэтому когда люди после спектакля говорят, что постановка лечит человеческие души, это совершенно не значит, что актёр придерживается точно таких же позиций, — объяснил Житинкин.

Режиссёр признался, что не воспринимает актёров, которые идут в политику и делают соответствующие высказывания. По словам Житинкина, артистам «всё равно, какой текст говорить, они играют роль за деньги, а иногда за очень большие деньги. А то, насколько его работа трогает зрителя, вопрос обаяния актёра».

Житинкин не согласился с Еленой Драпеко, обвинившей Хаматову в очернении родины.

Чулпан в спектакле играет образ, а вот когда комментарий даёт режиссёр — это другое дело. Актёры — зависимые люди, потому что они воплощают волю режиссёра. И их можно судить только по законам искусства, — объяснил Житинкин.

Главный режиссёр Нового Рижского театра Алвис Херманис не скрывает критического отношения к России, где ранее стал лауреатом престижных театральных премий «Золотая маска» и «Хрустальная Турандот». В отличие от Хаматовой, он родился в Латвии, а не в России.