Скорость развития современных технологий действительно потрясает. Только недавно рядовые пользователи поражались возможностям новинок на мобильном рынке, а теперь они стремятся стать частью наступившего будущего, покупая умные часы, шлемы виртуальной реальности и роботы-пылесосы. В число самых любознательных юзеров вошли и жители столицы — Москву по праву называют одним из мировых лидеров по проникновению цифровых устройств. И этот показатель растёт из года в год. Чтобы разобраться в том, с чем и как взаимодействуют московские пользователи, а также каким образом они получают те или иные услуги, компания Avito и Департамент информационных технологий города Москвы провели исследование. Его результаты помогают понять, как именно цифровые устройства используются в столице.
По словам руководителя продукта «Аналитика» в ДИТ Москвы Ивана Бутурлина, одна из основных задач исследования — возможность узнать предпочтения жителей Москвы. Это, в свою очередь, позволит ДИТу расставить правильные приоритеты в сфере предоставления госуслуг. Так, аналитики выяснили, что смартфоны продолжают завоёвывать популярность среди москвичей — эти устройства есть у 80% населения столицы. Преобладающая часть мобильных пользователей использует смартфоны не только для общения, но и для поиска образовательного и развлекательного контента. Кроме того, мобильные устройства очень часто становятся средством для проведения денежных операций: 53% москвичей совершают платежи и переводы через мобильный или интернет-банк.
Новые увлечения
При этом жители столицы проявляют интерес и к менее популярным на сегодняшний день гаджетам. Например, устройства виртуальной реальности есть уже у 2%, а фитнесс-браслеты и умные часы — у 8%. Бутурлин отметил, что для города очень важно отслеживать носимые устройства.
«Около 13% людей готовы дистанционно мониторить состояние своего здоровья. Интегрируя эти устройства в систему ЕМИАС, мы, например, сможем снизить нагрузку на врачей и сделать визит к ним только при острой необходимости. В целом в стратегию "Умный город — 2030" мы уже это заложили», — отметил руководитель продукта «Аналитика» в ДИТ Москвы.
Стратегия «2030» представляет собой взаимовыгодное сотрудничество властей столицы и бизнес-сегмента. Бутурлин объяснил, что город не в силах самостоятельно освоить цифровые устройства из-за их высокой цены, именно поэтому рассматривается помощь со стороны бизнеса.
Что касается VR-устройств, то, несмотря на их относительно недавнее появление на рынке и далеко не идеальные текущие возможности, в ближайшие несколько лет, как считают аналитики, ситуация существенно изменится. Причём в положительную сторону: к виртуальной реальности будут обращаться всё чаще, в том числе и в образовательных целях.
Ещё одними потенциально успешными гаджетами станут роботы-пылесосы и устройства для «умного дома» (освещение, розетки, системы безопасности и пр.). Первыми уже пользуются 9% московских домохозяйств, вторыми — 5%. К этому сегменту цифровых устройств ДИТ также проявляет повышенное внимание. В заявленной стратегии существует целое направление Smart Living, в котором нашлось место стратегической инициативе «умный дом». Бутурлин пообещал, что со стороны города Департамент будет всячески способствовать тому, чтобы жители смогли легко интегрировать свои личные устройства.
Тем не менее некоторые устройства начинают сдавать позиции. Так, в домохозяйствах становится всё меньше настольных компьютеров. Сейчас этот показатель составляет 61%. Кроме того, москвичи отказываются и от телевизоров — они отсутствуют в каждом десятом домохозяйстве. По словам экспертов, это связано с переходом пользователей на мобильные устройства и портативные компьютеры: именно с помощью них юзеры, в особенности молодое поколение, предпочитают потреблять информацию.
Вложения в будущее
В рамках исследования аналитики выяснили и то, сколько денег уходит у москвичей на цифровые устройства. В среднем за год жители столицы тратят на них 38 тысяч рублей. А в ближайшие семь лет эта сумма достигнет почти 60 тысяч рублей. PR-директор Avito Андрей Барковский связывает это с растущим интересом столичных пользователей к передовым технологиям.
«Москвичи очень ёмки в плане потребления наиболее передовых технологий. Им интересно пробовать, им интересен новый пользовательский опыт, в который они готовы инвестировать. Москвичи ценят удобства, а передовые технологии как раз про это. И довольно значительное количество людей готовы их покупать», — отметил Барковский.
За прошлый год почти половина затрат жителей столицы пришлась на смартфоны и мобильные телефоны. При этом доля первых существенно преобладает над долей вторых — 45% против 1%. Хотя стоит отметить, что другое исследование недавно показало, что продажи мобильных, с которых нельзя выйти в Интернет, выросли на 5% впервые за несколько лет. Это может быть связано с усталостью юзеров от социальных сетей, приложений, сервисов и уведомлений.
На втором месте среди самых популярных «цифровых» покупок москвичей расположились ноутбуки: их доля составила 17%. Как отмечается в исследовании, столичные пользователи стали тратить на эти устройства на 40% больше, чем в 2010 году.
Аналитики также коснулись и темы ближайшего будущего. Они спрогнозировали ситуацию в сфере цифровых устройств на 2025 год и выделили сразу несколько областей, которые займут значительную долю на рынке. Среди них — голосовые интерфейсы, умные очки, умная одежда, носимые устройства, виртуальная реальность и устройства «умного дома». Затраты на них, по подсчётам исследователей, составят 19% от общего числа расходов москвичей на цифровые устройства. Барковский отдельно обратил внимание на то, что в отличие от простых мобильников, которые пользователи меняли раньше раз в два-три года, грядущие гаджеты будут обновляться гораздо чаще.
В Департаменте информационных технологий и Avito заявили, что подобные исследования будут проводиться ежегодно для того, чтобы выявленная динамика помогла подготовить москвичей к будущему и позволила сделать его максимально комфортным.