В среду на российский спорт была совершена ещё одна атака. Комиссия Международного олимпийского комитета (МОК) под руководством немца Дениса Освальда признала лыжников Александра Легкова и Евгения Белова виновными в нарушении антидопинговых правил и пожизненно отстранила их от участия в Олимпийских играх. Кроме того, у спортсменов отняли медали Игр-2014 в Сочи. Легков на них выиграл золото в гонке на 50 километров, а Белов в составе сборной России завоевал серебро в эстафете 4 по 10 километров. Эти медали — первые, которых лишилась сборная России с домашних Олимпийских игр.
В обновлённом зачёте команда останется на первом месте с 12 золотыми, 10 серебряными и 9 бронзовыми наградами, но дальнейшие потери приведут к утрате лидерства.
Почему россиян наказали таким образом? Об этом рассказала глава Федерации лыжных гонок России Елена Вяльбе. По её словам, доказательством вины Легкова и Белова послужили царапины на пробирках с их мочой. Эти царапины, по мнению комиссии МОК, могут означать, что анализы спортсменов были подменены. Но были ли? Ответа на этот вопрос ни Освальд, ни кто-то другой дать не может.

Если в решении МОК и можно отыскать какой-то позитив, то только тот, что оно не распространяется на турниры под эгидой Международной федерации лыжного спорта (FIS), то есть на подавляющее большинство соревнований в сезоне. Белов и Легков не смогут выступать только на Олимпийских играх.
Как можно было ожидать, с вердиктом комиссии Освальда россияне не согласились.
Документы для апелляции на это скандальное решение в Спортивный арбитражный суд (CAS) уже подготовлены. Почему решение достойно определения «скандальное», пояснил адвокат Кристоф Вишеманн, представляющий интересы российских спортсменов. «Этот вердикт выходит далеко за рамки результатов доклада главы независимой комиссии WADA во главе с Маклареном. Оно противоречит заявлению президента МОК Томаса Баха о том, что решение можно вынести только на основе надежных доказательств. „Физических“ доказательств того, что с допинг-пробами производились какие-либо манипуляции, на данный момент нет», — написал он на своём сайте.
Есть ли шанс, что Спортивный арбитражный суд (CAS) пересмотрит решение комиссии МОК? Теоретически — да. Похожие прецеденты уже были в прошлом. К примеру, в 2016 году CAS разрешил пловчихе Юлии Ефимовой и ряду других россиян выступить на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, несмотря на то, что их фамилии фигурировали в докладе Макларена и спортсмены изначально не были допущены до Игр. Легкову с Беловым остаётся лишь надеяться, что судьи Спортивного суда проявят последовательность.

Решение по лыжникам стало чувствительным ударом по российскому спорту, но вряд ли его можно назвать неожиданным. Слишком уж часто за последние два года отечественные спортсмены становятся жертвами такого рода вердиктов. Как тут не вспомнить российских легкоатлетов, которых в полном составе не допустили до Олимпиады в Рио? Допинга не нашли ни у кого, но дисквалифицировали тоже по не вполне убедительным причинам: бывший глава Московской антидопинговой лаборатории Григорий Родченков заявил о наличии в стране государственной системы поддержки допинга.
Представитель WADA, канадский юрист Ричард Макларен, в своём докладе сделал вывод, что сговор «мог быть» и пробы некоторых атлетов «могли быть подменены». Этого для МОК оказалось достаточно. Десятки «чистых» атлетов с безупречной репутацией, такие как Сергей Шубенков и Елена Исинбаева, лишились шанса выступить на главных соревнованиях четырёхлетия ни за что.
Ещё более вопиющим выглядит решение Международного паралимпийского комитета (МПК), который отстранил от Игр в Рио не легкоатлетов и тяжелоатлетов, а национальную команду в полном составе. Такое решение некоторые пытались объяснить личной неприязнью главы МПК Филипа Крейвена к России, но британец свой пост уже покинул, а воз и ныне там. Выходит, дело тут не в личном отношении того или иного чиновника к ситуации, а в чём-то большем.
Негативное отношение к российским спортсменам сквозит не только у руководителей влиятельных организаций вроде МПК или WADA, но и у представителей западных СМИ. К примеру, немецкая газета Bild отказалась включать сборную России в таблицу общего зачёта Олимпийских игр в Рио, игнорируя все результаты отечественных спортсменов на Играх. Ничего хорошего о россиянах почти невозможно встретить в медиа США и Великобритании.
Пронизаны двойными стандартами высказывания зарубежных атлетов. Легендарный пловец Майкл Фелпс заявлял, что участие в Олимпиаде Юлии Ефимовой, несколько лет назад отбывшей дисквалификацию за нарушение антидопинговых правил, разбивает ему сердце. При этом он ни слова не сказал, к примеру, о спринтере Джастине Гэтлине, который дважды был пойман на допинге, в том числе на мощных гормональных препаратах.
Кстати, сам Фелпс в 2009 году попадался на курении марихуаны, запрещённой Всемирным антидопинговым агентством. За это ему выписали «страшное» наказание — трёхмесячную дисквалификацию.
Во что может вылиться кампания, направленная против российского спорта? Юрий Бородавко, тренер сборной России по лыжам, работавший с отстранёнными Легковым и Беловым, считает, что дело идёт к полному отстранению российской сборной от зимней Олимпиады-2018 в Пхёнчхане. «Если в этой ситуации МОК, фактически не объясняя причин, дисквалифицирует спортсменов, то и всех других отстранённых атлетов, вероятно, впоследствии ждёт та же самая участь. И всё это ведётся к тому, чтобы отстранить от Олимпиады сборную России в целом. Сейчас плавно к этому и подводят», — сказал он «Газете.Ru».
Министр спорта Павел Колобков в интервью телеканалу «Россия 24» высказался на эту тему осторожнее: «Дисквалификация наших лыжников не должна стать негативным прецедентом для участия сборной команды на Олимпийских играх. Сборная России как готовилась, так и продолжает готовиться участвовать в соревнованиях. Конечно, сейчас у всех ужасное, тяжёлое состояние. Будем думать, как нам дальше действовать».

Поедут ли россияне на Игры в Южную Корею, и если поедут, то в каком составе, решать главе МОК Томасу Баху. С его точки зрения, призывы отстранить российскую сборную от соревнований пока неуместны. «Наш главный приоритет — защита "чистых" спортсменов. Манипуляции с допинг-пробами на Олимпийских играх затрагивают непосредственно МОК. И если факт подтасовки будет доказан, то это будет говорить о прямой атаке на целостность Олимпийских игр и МОК. В олимпийском движении каждый имеет право на справедливую процедуру расследования. МОК поддерживает это, и я призываю всех согласиться на справедливый процесс», — сказал Бах.
Болельщикам же остаётся надеяться, что при расследовании дел Легкова, Белова и любого другого спортсмена судьи прислушаются к Баху и вынесут действительно справедливое решение, а не основанное на бездоказательных предположениях о том, что пробы «могли быть кем-то когда-то подменены».