Истории последних нескольких лет приучили: всё, что связано с криминалом в мире спорта, неизбежно будет бросать тень на атлетов из России. И если сотрудники Федерального управления криминальной полиции Австрии провели обыск в штаб-квартире Международного союза биатлонистов (IBU) в Зальцбурге, то, конечно же, этот факт будет представлен через призму борьбы с российской допинговой системой.
Как только информация об обысках просочилась в прессу, Международный союз биатлонистов выступил с официальным заявлением. В послании говорится о том, что рейд австрийской полиции связан с расследованием, главными фигурантами в котором являются президент IBU Андерс Бессеберг и генеральный секретарь организации Николь Реш. Указать причину и предмет подозрений со стороны полиции в IBU не посчитали нужным. Николь Реш оперативно попросила освободить её от занимаемой должности до окончания расследования. Её пост временно занял исполнительный директор IBU Мартин Кюхенмейстер.
Основной мотив обыска в IBU понятен — коррупция. Вот только в каком из направлений деятельности IBU эта самая коррупция прослеживалась, не уточняется. И здесь два варианта. Первый — причастность представителей IBU к сокрытию допинговых проб. Второй — коррупция чиновников по отношению к распределению прав на телевизионные трансляции в обход антимонопольного законодательства. Учитывая сумасшедший рост популярности биатлона, можно сделать вывод, что права на реализацию телевизионных трансляций являются одним из главных активов в бюджете IBU.
В последнее время биатлон развивается даже в тех странах, которые в конце прошлого века и не знали, что существует такой вид спорта. Если ещё даже в начале 2000-х годов за победу на биатлонных стартах боролись в основном спортсмены из Норвегии, Германии, России и ещё нескольких стран, то сегодня на пьедестал почёта чемпионата мира и Олимпийских игр поднимаются представители более десятка сборных. Эти факты говорят о феноменальном росте популярности данного вида спорта.
Количество рекламных баннеров и билбордов вдоль трасс, объёмы рекламной площади на винтовках и беговых костюмах спортсменов, число рекламных блоков в телетрансляциях — всё это указывает на огромный бюджет в медийном освещении международного биатлона. Рейтинги трансляций биатлона теперь сопоставимы с рейтингами футбола и хоккея на ТВ. Биатлонные комментаторы становятся едва ли не главными конферансье в стране и чуть ли не самыми узнаваемыми телеведущими.

Конечно, подобные расклады делают версию о потенциальной коррупционной составляющей при распределении лакомых телевизионных прав вполне себе реальной. Вот только последующий тон заявлений сразу после обнародования новости об обысках говорит, скорее, в пользу версии, касающейся сокрытия допинговых проб.
А мы ведь знаем, что если где-то всерьёз всплывает масштабная тема допинга, то она ни при каких обстоятельствах не может быть лишена тени бывшего главы Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова. Конечно же, информатор WADA всплыл и на этот раз. По словам Родченкова, IBU много лет скрывал аномальные показатели в биологических паспортах российских спортсменов.
«В биатлоне система биологических паспортов давно саботирована. IBU видел аномалии в биопаспортах русских и никому об этом не сообщал, а лишь перенаправлял данные в РУСАДА с просьбой разобраться. По непонятным причинам IBU вообще не хотел расследовать эти экстремально аномальные отклонения у русских. После Сочи-2014 всё стало ещё хуже. IBU просто брал "грязные" паспорта у русских и делал их "чистыми" или просто прятал. Кто должен быть наказан за это? И IBU, и Россия. Все они виноваты. Там точно была коррупция», — рассказал журналистам норвежского телеканала NRK Родченков, который давал это интервью, вновь облачившись в маску.
Заявление Родченкова по времени совпало с обыском в штаб-квартире Международного союза биатлонистов. Следом же адвокат информатора WADA Джим Уолден заявил, что Родченков сотрудничает с расследованием по IBU. Далее уже представители Всемирного антидопингового агентства подтвердили, что обыски были связаны именно с допингом.
Не мог не сказать об этом и сам президент IBU Андерс Бессеберг.

«Утверждается, что российские биатлонисты с подозрительными показателями крови получали возможность соревноваться, что является нарушением австрийских антидопинговых законов и кодексов WADA. Я полностью опровергаю это. Когда есть подозрительные значения крови, эти тесты автоматически отправляются в лабораторию в Осло для оценки. Они сопровождаются. Для меня это удивительно. Я лично считаю, что мы выполнили ту работу, которую должны были делать».
Шведский биатлонист Себастьян Самуэльссон в своём Twitter написал о том, что прошедшие обыски его не удивили. Самуэльссон заявил, что такое решение совершенно очевидно и напрашивалось давно. Кроме того, биатлонист выразил уверенность в том, что IBU необходим новый президент.
И вот здесь-то и кроется главная причина всего происходящего с IBU в эти несколько дней.
Уже в сентябре состоятся очередные выборы руководства IBU. В мировом биатлоне сейчас наблюдается очевидная борьба за власть. И в этой борьбе участвуют как раз США с Канадой. Учитывая, что Родченков в данное время находится на территории США, смысл его обвинительной речи в сторону российской стороны и действующей власти в IBU вполне очевиден.
Лояльность Бессеберга к Союзу биатлонистов России — факт в целом известный. Для его осмысления можно привести один только пример. В 2010 году конференция IBU, в рамках которой проходили выборы на основные руководящие позиции союза, проходила в Санкт-Петербурге. Норвежец выдвигался на пост президента организации на безальтернативной основе, и получил стопроцентную поддержку. Первым вице-президентом IBU в тот же день был избран на тот момент исполнительный директор Союза биатлонистов России (СБР) Сергей Кущенко. Уже позже должность первого вице-президента будет исполнять сегодняшний кандидат в президенты СБР Виктор Майгуров.
Вывод простой — Бессеберга всегда связывали тесные отношения с Россией. Пожалуй, его единственным оппонентом из России в своё время был только четырёхкратный олимпийский чемпион Александр Тихонов, также претендовавший на президентское кресло. Но Тихонова вовремя убрали от движений в этом направлении.
При этом все допинговые истории последнего десятилетия, связанные с российскими биатлонистами, так или иначе пришлись на время правления IBU Андерса Бессеберга. И одна из главных из этих историй произошла как раз в 2014 году, когда, казалось бы, Бессеберг и Кущенко были в одной лодке. Отстранение перед самой Олимпиадой Александра Логинова, Ирины Старых и Екатерины Юрьевой никак нельзя объяснить любовью Бессеберга в отношении России.
Да, возможно, норвежец действительно с симпатией относится к стране и россиянам непосредственно, вот только дело для него всегда было превыше всего. И все эти допинговые истории, которые всплывали за последние несколько лет, говорят о том, что Бессеберг был справедлив.
В эти же дни французское издание Le Mondo спешит опубликовать подробности конфиденциального отчёта 2017 года в исполнении WADA о коррупции в биатлоне. В этом отчёте говорится о том, что россияне подкупали Бессеберга и Реш. Называются даже суммы от 200 до 400 тысяч евро. В этом же отчёте WADA представлены и слова Родченкова, согласно которым допинг употребляли почти 50% российских биатлонистов. Да и выборы Тюмени столицей чемпионата мира в 2021 году, как говорится в докладе, также были сфальсифицированы.
Уже в четверг стало известно, что на время расследования Бессеберг покинул пост президента IBU. Исполняющим обязанности президента союза мог стать действующий вице-президент организации Виктор Майгуров. Но россиянин логично отказался от такого шага, понимая, что является одной из заинтересованных сторон в этом разбирательстве. Временно исполняющим обязанности президента IBU стал вице-президент организации по финансам Клаус Ляйстнер.
Дальнейшее развитие событий сейчас предположить действительно сложно. Ясно только одно: пока каждое слово беглого Родченкова будет в США возводиться в ранг абсолютной правдивой величины, таких скандалов по всему миру не избежать.