Не успела стартовать волейбольная Суперлига, как её уже обуял скандал. Здесь надо внести два уточнения. Скандал — судейский и связанный с клубом «Зенит». Питерским, входящим в структуру одноименного футбольного. Тем самым, что в первый же сезон стал вице-чемпионом. По следам скандала в игре с «Динамо» News.ru задается вопросами: «Что это было? Человеческий фактор? Административный ресурс?»
Судейская амнезия
Для людей знающих игра на «Сибур Арене» предстояла принципиальной. «Зенит» и «Динамо», Санкт-Петербург и Москва. Битва двух столиц, двух призёров прошлого сезона — серебряного и бронзового.
В четвертом сете хозяева вели — 21:18, но тут гости выдали успешную серию, и голландский доигровщик Дик Коой сделал счет равным — 21:21.
«Зенит» взял тайм-аут, и матч возобновился при счёте 21:20. Такое соотношение выдали и электронное табло в зале, и ручное — на судейском столике. Будто предыдущего розыгрыша не было. В игровой суете судейская амнезия укрылась и от «бело-голубых».
И тут начались, что называется, качели: «Зенит» ответил своей серией, сделав счёт 24:20, а «Динамо», в свою очередь, взяло три очка подряд на подаче диагонального Павла Круглова — 24:23 (24:24 — по факту).
Ровно в этот момент тренер москвичей Борис Колчинс, среагировав на подсказки, обратился к судьям. Но ни главный рефери Николай Книжников, ни второй арбитр Дмитрий Карасёв, ни инспектор Равиль Самедов в ситуации не разобрались.
Хотя верный счёт был и в телетрансляции, и на официальном сайте Всероссийской федерации волейбола (ВФЛ), и у статистиков обеих команд. За незасчитанным, но набранным очком уследил даже спортивный директор «Зенита» Павел Борщ, который вместе с Геннадием Орловым комментировал встречу в прямом эфире.
В результате «Зенит» выиграл сет со счётом 25:23, а матч — 3:1 по партиям. Команды отправились готовиться к следующим матчам: «Зенит» — к «Ярославичу», а «Динамо» — к «Динамо-ЛО».
А в подтрибунке кипели нешуточные страсти.
Финт ушами
Сергей Гранкин с порога судейской заявил, что подписывать протокол не будет. Об этом, как и о намерении подать протест, капитан «Динамо» уведомил инспектора. Но для верности, чтоб не на эмоциях, предупредил: «Перед этим сходим и посмотрим запись».
И тут Равиль Самедов, по словам спортивного директора «Динамо» Владимира Касторнова, сделал финт ушами. Инспектор заверил Гранкина: «Ты, братец, подпиши протокол, а затем внесёшь запись о протесте». Динамовец купился, а зря.
Согласно регламенту ВФВ, протест подается в течение двух часов после матча, а незафиксированные в протоколе протесты даже не рассматриваются.
В отведенные два часа «бело-голубые» не уложились. Причина проста — до дыр засмотрели четвертую партию, пересчитывая в столбик очки. А когда пришли к выводу, что балл у них украли-таки, оказалось поздно.
Нет тела — нет дела.
Гости не отразили своё недовольство в итоговом протоколе, а значит у ВФВ нет оснований для признания матча на «Сибур Арене» недействительным. Как и для переигровки, впрочем. Именно на этом, проснувшись, москвичи и настаивают.
Дух честной игры
В официальном заявлении «бело-голубые» оценили произошедшее как вопиющий и беспрецедентный случай, нарушающий спортивный принцип и подрывающий устои волейбола. Но, что важнее, в «Динамо» не считают природу ошибки случайной.
«Одно дело, когда ошиблась секретарь — это понятно. А другое — когда после неё два арбитра и инспектор эту ошибку подтвердили. Это уже две ошибки как минимум», — заявил Касторнов «Чемпионату».
Позиция «Зенита», разумеется, иная. Во всем повинен человеческий фактор, за судей не отвечаем. А на переигровке «Динамо» настаивает безосновательно. Нет записи в протоколе, да и, добавляет пресс-атташе Владимир Можайцев, «Зенит» был сильнее и победил заслуженно.
Той же риторикой, за исключением ремарки о силе «Зенита», пользуются в ВФВ. Генеральный секретарь Александр Ярёменко ошибку судей признал. Даже не так — признал ошибку девушки-секретаря, выведя из-под удара двух судей и инспектора. Мол, Анастасия Абрамова то ли забыла нажать на кнопку, то ли недожала.
Вполне себе мужественный поступок.
Ещё более мужественным выглядит заявление ВФВ о внутреннем расследовании. Это такой, кто не знал, старинный на Руси способ спустить любое дело на тормозах.
Пока «Зенит» с «Динамо» препираются на потеху рабочему люду, где-то шагает Равиль Касыбович Самедов, 1951 года рождения. Полной грудью вдыхая витающий в воздухе дух честной игры.