В Московском метрополитене в текущем году установят 10 современных туалетных кабин. Об этом News.ru рассказали представители столичной подземки.

В 2019 году в метро планируется разместить 10 туалетных комплексов. Место для установки модульных туалетных кабин выбирают таким образом, чтобы они не препятствовали пассажиропотоку. Современные модульные комплексы удобны в использовании, а их дизайн подобран с учётом оформления каждой станции, заявила представитель Московского метрополитена.

Руководство метрополитена не уточнило, на каких конкретно станциях появятся уборные. Согласно плану мэрии, озвученному в 2017 году, в столичной подземке поставят 38 туалетных площадок на 25 станциях с мужской и женской кабинками. Они будут работать ежедневно с 7:30 до 23:00.

Модули уже установлены на станциях: «Проспект мира» Калужско-Рижской линии, «Цветной бульвар», «ВДНХ», «Сокольники», «Семёновская», «Библиотека имени Ленина», «Кропоткинская», «Парк культуры» и «Комсомольская» Сокольнической линии, «Маяковская», «Арбатская», «Курская», «Александровский сад», «Таганская», «Боровицкая», «Чкаловская» и «Трубная».

В планах поставить подземные уборные на «Менделеевской», «Китай-городе» Таганско-Краснопресненской линии, «Третьяковской» Калужско-Рижской линии, «Пушкинской», «Сретенском бульваре», «Белорусской» и других станциях. Кроме того, руководство метрополитена собирается оснастить дополнительными модулями станции, где уже работают туалетные комплексы.

Первый туалетный модуль в московской подземке появился в 2015 году на станции «Проспект Мира». Начинание признали успешным, и в прошлом году в переходах станций метро появилось 22 модульных комплекса. В октябре 2016-го бесплатные туалеты открылись на МЦК.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

Стационарные туалеты работают в вестибюлях всех станций Московского центрального кольца (МЦК), кроме «Автозаводской», «Окружной» и «Нижегородской». На станции МЦК «Локомотив» туалет всегда открыт для маломобильных пассажиров, и после 19:00 — для остальных пассажиров. Также бесплатные туалеты есть в первом и последнем вагонах каждого поезда «Ласточка», которые курсируют по МЦК, — рассказали корреспонденту News.ru в столичной подземке.

В метрополитене не раскрыли информацию об экономической эффективности проекта и его популярности у пассажиров. Однако подчеркнули, что туалеты, как правило, размещают на наиболее востребованных у пассажиров станциях.

Эксперты рынка и доктора поддерживают появление новых уборных в метро

Эксперт аналитического интернет-портала «Туалет.ру» Владимир Приоров оценивает одну туалетную кабину в 2,5–3 млн рублей. Стоимость модуля, по его словам, может быть и выше, в зависимости от сложности строительства. Причём в эту сумму не входит обслуживание. Так, уход за обычным «золотым» (покрашен в золотой цвет) уличным туалетом составляет 2 тыс. рублей в день. В компании «Сезон Ко» (производит биотуалеты и туалетные кабины) сообщили, что стоимость модульного туалета в метро очевидно будет выше уличного из-за более сложной системы канализации, транспортировки отходов, подачи электричества.

Фото: АГН «Москва»

Установка туалетов в метро и на улицах уже давно экономически неэффективна. Пластиковый биотуалет стоил около 25 тыс. рублей и окупался за один-два месяца. А окупаемость железного модуля растянется на 6–8 лет. Плюс будут нужны дополнительные ремонты. Кроме того, плата за посещение такого туалета не контролируется. Один платит, а заходят 15 человек. В принципе, это не очень выгодный бизнес, — рассуждает Приоров.

Функционал мобильных туалетов постоянно расширяется, напоминает собеседник. В частности, в США в стационарном модуле можно измерить давление, вызвать врача. В московских подземных уборных есть «кнопка тревоги». В случае необходимости на помощь придёт дежурный по станции или сотрудник скорой помощи. Если кабина приспособлена для инвалида, он может вызвать соцработника.

В Москве большой дефицит общественных туалетов. Во многом это связано с запретом на пластиковые кабины с 2013 года. Сегодня их можно увидеть лишь на массовых мероприятиях. Это плюс с точки зрения внешнего вида города. Но с другой стороны, около 4–5 тыс. унитазов в городе было ликвидировано, — замечает Приоров.

Он отмечает, что установка в метро 10–20 туалетов положительно скажется на облике города. С экспертом согласен уролог (андролог) центра НУЗ Центральной клинической больницы № 1 ОАО «РЖД» Александр Краснов.

Фото: Komsomolskaya Pravda/Global Look Press

Почти каждый второй пациент после 45 лет боится выйти из дома, боится сесть в общественный транспорт. Мужчины стесняются «справлять свои дела» за углом и очень нуждаются в общественных туалетах. Если они появятся в метро, это положительно скажется на пациентах после 50 лет, — поделился он своим мнением.

Однако по словам экспертов, необходим более свободный доступ к модулям. По словам собеседника, основной недостаток кабин подземки в том, что посетить их могут только владельцы карт «Тройка» или пользователи сервиса «Мобильный билет».

По этой причине я ещё ни разу не мог попасть внутрь. Такого быть не должно, необходимы разные варианты оплаты за посещение. А сегодня доступ ограничен, — поделился Приоров.