В Общественной палате предложили возродить Институт благородных девиц. С такой инициативой выступил президент Российской муниципальной академии (РМА) Александр Айгистов. По его словам, уже сейчас существуют организации, работающие над системой гармоничного развития девочек, их приобщения к духовным и семейным ценностям. Кроме того, Айгистов предложил передать здание Смольного, где сегодня расположена администрация Санкт-Петербурга, в распоряжение института. Реакции на инициативу — в материале NEWS.ru.
«Я бы не хотел отдать своих детей на 10 лет в детскую армию»
Военкор, член СПЧ Александр Коц:
— Во-первых, если мы говорим о Смольном институте благородных девиц, то это все-таки было ярко выраженное социальное разделение общества. Туда могли пойти только дочери дворян. Мы хотим выращивать золотую молодежь? У них и без этого есть учебные заведения, куда простому смертному дорога заказана. Хотелось бы, чтобы возрожденный Смольный был элитным заведением, но с точки зрения качества образования, стандартов, дисциплины.
Во-вторых, я, может быть, открою кому-то тайну, но у нас сейчас действует что-то вроде Института благородных девиц — это пансион для воспитанниц Министерства обороны. Там учатся девочки, дочери военных, героев, погибших [бойцов] и так далее. Это тот пример гендерного образования, который был когда-то в царской России, но с военным уклоном.
Если мы говорим о традициях Института благородных девиц, то родители должны понимать, что они отдают своего ребенка на несколько лет. В пансионе для воспитанниц Минобороны дети живут почти армейской жизнью.
Да, ты уверен, что дети не будут сидеть в телефонах с утра до вечера. Но домой можно только на каникулах, увидеть ребенка — только по выходным. Готовы ли сегодняшние родители на такое? Я не знаю. Я — отец двух девочек — не хотел отдать своих детей на 10 лет, условно говоря, в детскую армию. А кто-то больше занят своей карьерой, много ездит в командировки. Им даже удобно такое обучение ребенка.
Я не думаю, что это массовая история. Возродить одно заведение в рамках Смольного — почему нет? Мест на 300–400. Чтобы там была вся программа среднего образования. Плюс «допы» с нормами этикета, танцами, музыкой, иностранными языками. Никто не отменяет среднее образование для девочек, готовя из них кухарок или светских львиц. Как и в Смольном не готовили жен и танцовщиц.
Я думаю, что мы найдем небольшое количество ответственных родителей, которые захотят отдать своих дочерей в такое заведение. К примеру, в Минобороновском пансионе училась дочка майора Ветчинова, который спас мне жизнь в 2008 году и погиб в Цхинвале. Она сама туда захотела.

«Молодежь знает только Моргенштернов, Милохиных»
Глава Федерального проекта по борьбе с коррупцией (ФПБК) Виталий Бородин:
Институт благородных девиц создан на основе православной веры. Хорошо, чтобы наши ценности, наша культура продвигались. Но это всего лишь слова, какие-то заявления, потому что у нас в стране сегодня пропагандируется в основном почему-то западная культура.
Глюкоза, например, вышла на сцену в наркотическом опьянении и, скажем русским языком, чуть ли не мастурбировала при молодежи. Дима Билан тоже, Филипп Киркоров дает себя потрогать за ягодицы несовершеннолетним детям.
Паша Техник был такой, вы видели, как его хоронили? К нему на похороны пришла молодежь в наркотическом опьянении. [Министр культуры РФ Ольга] Любимова не принимает активное участие, хотя можно было хоть пару-тройку раз как-то высказаться, кого-то привлечь к ответственности, кого-то принципиально убрать со сцены и лишить всех званий, регалий и наград. Но, к сожалению, у нас не так.
Новое поколение потеряно. Мы сегодня можем на улице видеть подростка в возрасте 13–15 лет, который похож на девушку, потому что ему нравятся западные ценности. Или девочку в возрасте 13–15 лет, которая уже состоит в половых отношениях с мужчинами старше 20 лет.
Я был недавно в командировке в Мурманске. По улице шел подросток в коматозном наркотическом состоянии, просто никакой. Никто не обратил внимания. Никому не интересно. Моя хата с краю. Больше внимания нужно уделять молодому поколению.
Я в свое время работал в Госдуме, в комитете по молодежной политике, был заместителем Ирины Яровой, курировал вузы. Ездил, общался, встречался с студентами. И когда речь заходила про наших героев, никто их не знает. Знают только Моргенштернов (внесен Минюстом РФ в список иноагентов), Милохиных, и все, больше никого.
А потом я ушел работать на Северный Кавказ. И там любого школьника поднимали, он про каждого героя знал. Вставал и спокойно рассказывал. Проблема в том, что наши чиновники, я скажу русским языком, сегодня практически не вылезают из кабинетов, работая с молодежью.
Поэтому я считаю, что такие институты нужны, их нужно возрождать. И чем больше у нас будет таких институтов, тем больше мы будем уберегать нашу молодежь от пропаганды наркотиков, ЛГБТ (движение признано в РФ экстремистским, деятельность запрещена) и этого всего.

«Предотвратит половую распущенность и измены»
Член Общественной палаты РФ, уполномоченный по правам ребенка в Татарстане Ирина Волынец:
Институт благородных девиц — бренд. Это было учебное учреждение, где занимались не только образованием девочек в плане предметов и наук, но и воспитывали их как будущих жен, матерей. Сегодня родители будут записывать своих дочерей в возрожденный Смольный для того, чтобы девочка выросла не только ценным профессионалом. Она также будет знать основы психологии, ведения домашнего хозяйства, как стать в своей семье хранительницей домашнего очага не только в плане кулинарии, но и в плане сохранения семьи.
Сейчас ведь очень много разводов, и большинство из них происходит по инициативе женщин. Особенно печально, когда в этих семьях есть дети. Будет здорово, если в Институте благородных девиц объяснят, как избегать конфликтов, улаживать какие-то возникающие вопросы, в том числе, например, финансовые.
Знаете, многие сегодня задумываются над тем, дождутся ли они внуков, учитывая мировоззрение, которое сейчас насаждается их детям. Сейчас уже есть подобные учреждения дополнительного образования для детей. И я лично знакома с мамами, которые отдают туда своих дочерей. На самом деле очень положительные отзывы, даже восторженные, и от детей, и от родителей. Потому что детям это интересно.
Естественно, что никто не собирается воспитывать из девочек каких-то кисейных барышень, оторванных от жизни, как бы ни хотелось кому-то поиграть в принцессу. Но если наши девочки будут более женственными, будут уметь бесконфликтно общаться, понимать ценность семьи, будут настроены на то, чтобы стать женами и мамами, от этого на самом деле только польза.
Кроме того, сейчас по статистике у каждой сотой роженицы выявляют ВИЧ, он распространяется преимущественно половым путем. А в Институте благородных девиц одно из направлений образования — это сохранение целомудрия до брака. Все больше родителей поддерживают эту идею.
Такой курс предотвратит половую распущенность и измены в будущем. Ведь когда в браке кто-то из супругов идет налево, это начало конца. Сейчас маятник качнулся в другую сторону. Если в 1990-е годы у нас была сексуальная революция, всем клапаны сорвало, то сейчас все возвращается на круги своя: многие родители уже воспитывают дочерей в целомудрии. И это хорошо.

«Знания без воспитания обращаются во зло»
Зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов:
Предложение создать Институт благородных девиц немножечко, с моей точки зрения, опоздало, поскольку то, о чем, видимо, говорят коллеги, — это необходимость включать элементы воспитания в систему среднего, может быть, даже и высшего образования. И здесь я целиком и полностью согласен.
Посмотрите, какую популярность приобрели в последнее время кадетские корпуса для мальчиков и, кстати, иногда для девочек. Там получение образования органично и гармонично сочетается и с элементами умеренно строгого воспитания, с подготовкой мальчиков физически и интеллектуально, конечно. Мальчики носят форму, иногда живут даже на полупансионе, пансионе. Конечно, это крайне положительно формирует будущего мужчину, вне зависимости от того, станет он военным, сотрудником силовых ведомств или выберет себе гражданскую специальность.
Что касается девочек, то для них, конечно, не очень правильно было бы создавать учебные заведения типа кадетских, поскольку это все-таки не для всех. Я бы просто ввел больше воспитательных элементов в систему общего образования.
Не надо этого стесняться, потому что образование состоит из двух компонентов, и они подчас равнозначны: это знание и воспитание. Знания без воспитания становятся опасной историей, обращаются во зло или исключительно ради индивидуалистских эгоистичных целей, не во благо общества. И сейчас мы начали уделять больше внимания поведению, воспитанию детей в рамках их обычных общеобразовательных школ и техникумов.
Читайте также:
Российские школьники будут изучать дроны по учебнику
До ЕГЭ три дня: как быстро подготовиться к экзамену по русскому языку
10 принципов воспитания из СССР: благодаря им растили гениев!