Главный редактор «Новой газеты» не получит статус иностранного агента, если для этого не будет оснований, считает президент Владимир Путин. Такое заявление он сделал в ходе «Российской энергетической недели», которую транслировал телеканал «Россия 24». По словам главы государства, каждый россиянин должен понимать, что необходимо исполнять российское законодательство.

Журналистка CNBC Хедли Гэмбл спросила у Путина, может ли он заверить, что лауреат «нобеля» не получит статус иноагента.

Послушайте, если он не нарушит российский закон, если он не даст повода, чтобы быть объявленным в качестве иностранного агента, значит, не будет. А если он будет прикрываться Нобелевской премией как щитом для того, чтобы делать то, что нарушает российский закон, значит, он пойдёт на это сознательно для того, чтобы привлечь к себе внимание, либо по каким-то другим соображениям, — ответил Путин.

Лауреатами Нобелевской премии мира в 2021 году стали главред «Новой газеты» Дмитрий Муратов и американо-филиппинская журналистка Мария Ресса. Муратов стал третьим россиянином после правозащитника Андрея Сахарова и экс-президента СССР Михаила Горбачёва, получившим эту награду.

В Нобелевском комитете отметили усилия журналистов «по защите свободы выражения мнений, что является предпосылкой демократии и прочного мира».

Главред «Новой газеты» посвятил награду погибшим коллегам и друзьям. Он заявил, что премия сможет помочь людям, которых объявляют иноагентами и высылают из страны.

В день объявления лауреатов Нобелевской премии Минюст России в очередной раз пополнил список иноагентов и внёс в него ещё три издания. За 2021 год иноагентами среди СМИ были признаны «Медуза», «Первое антикоррупционное СМИ», VTimes (сейчас закрыто), The Insider, «Важные истории», «Дождь», «Медиазона», Bellingcat, MNews и «Кавказский узел», а также десятки журналистов.

Ранее российские СМИ обратились к властям с требованием перестать включать СМИ и журналистов в реестры иностранных агентов и нежелательных организаций, отменить соответствующие законы, начать расследовать инциденты с избиениями, прекратить фиктивные административные и уголовные дела против журналистов, а также соблюдать законодательство. По мнению журналистов, речь идёт об уничтожении негосударственных СМИ и давлении на отдельных журналистов, сведения которых ведомства уже почти не стремятся опровергать.