В Госдуме прошли парламентские слушания по законопроекту о паллиативной помощи. Депутаты обсудили потенциальные поправки ко второму чтению, но к единому мнению так пока и не пришли.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин рассказал, что нижняя палата ждёт от ответственных министерств (Минздрава и Минтруда) к третьему чтению нормативную базу, но надеется на быстрое решение вопроса.

«Мы попросили ведомства побыстрее, может, даже ко второму чтению, предоставить документы. Потому что это закон совместного ведения, поэтому рассылка и перед вторым чтением тоже должна быть», — заявил Володин.

Со своей стороны глава Минздрава Вероника Скворцова отметила, что в России есть немногим более 12 тысяч «паллиативных коек» во всех регионах на 730 тысяч пациентов (из выявленных).

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

При этом в России остаются невыявленными заболевания почти 400 тысяч человек, нуждающихся в паллиативной помощи. Также проблемой, которую должен решить этот закон, станет оказание помощи по фактическому месту нахождения, а не по месту прописки.

«Усредненный расчёт (по количеству людей, нуждающихся в паллиативной помощи в мире) — 0,5%. В развивающихся странах — Южной Америке, Африке — этот показатель чуть выше. Мы относимся к благополучным странам, поэтому, скорее всего, показатель будет чуть ниже. Расчётный показатель — 730 тысяч пациентов. Реально заполнено (в системе паллиативной медпомощи) 340 тысяч», — сказала министр.

В свою очередь руководитель детского хосписа в Санкт-Петербурге протоиерей Александр Ткаченко сообщил, что в регионе на практике формировались первые законодательные основы паллиативной помощи.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

«Но судьба паллиативной помощи вершится в регионах. И никакие законодательные изменения не решат проблему — вопрос в исполнении. Где губернаторы находят ресурсы, некоммерческие организации помогают — там получается. Принимаемый закон неидеален. Например, не раскрыта тема экономической целесообразности. После принятия закона придётся внести правки в ещё несколько нормативных актов, а также очень важно принять программы в каждом регионе. Президент дал поручение выделять 5,35 млрд рублей ежегодно на протяжении пяти лет. Важен и аспект этики. Когда в какую-то сферу приходят деньги, появляются люди, желающие на этом построить политическую карьеру и сделать самопиар», — сказал Ткаченко.

Примерно такого же мнения придерживается и член Общественной палаты Валерий Фадеев. Он подтвердил, что объём финансирования этого вопроса должен быть увеличен.

«Позиция ОП такая же. Но при этом нельзя принимать решение без участия общества и некоммерческих организаций. Есть риск, что деньги выделят, а какие-то чиновники накупят оборудования, отчитаются, а люди останутся без помощи», — заявил Фадеев.

В стране, по статистике, каждый год в паллиативной помощи нуждаются почти 1,3 млн человек, подчеркнула учредитель благотворительного Фонда помощи хосписам «Вера» Анна Федермессер.

«Но на самом деле нуждаются в ней 18 млн каждый год, — сказала Федермессер News.ru. — Я все эти годы работала на стороне родителей, чьи дети нуждаются в паллиативной помощи, родителей, которые столкнулись с самым страшным — необходимостью провожать своего ребёнка. Наш фонд поддерживает более 70 организаций, и мы ежедневно получаем от них обратную связь. Есть такой треугольник, который ВОЗ показывает как основу паллиативной помощи. Его грани — образование, лекарственное обеспечение и инфраструктура. Но наверху есть ещё надстройка — политическая воля. Ни в одной стране паллиативная помощь без политической воли не развилась. Например, в Москве развитие этой системы — результат политической воли».

Даже когда закон будет принят, считает Федермессер, останется несколько препятствий для его реализации. Нужно скорректировать закон о декриминализации деятельности врача — она ужесточает ответственность доктора.

Фото: Сергей Булкин/News.ru

По её словам, в принимаемом законе нет возможности оказывать помощь членам семьи — мы не можем создать в одном учреждении команду, которая состояла бы из врача, медсестры, психолога, священника, диетолога и социального работника.

«Также я не верю, что людям будет оказываться помощь, как прописано в законе, если у них нет регистрации. У субъекта есть право, но не обязанность. В Москве большое количество мигрантов, люди приезжают лечиться в федеральные клиники. Для департамента здравоохранения помощь им — внебюджетное расходование средств», — пояснила Федермессер.

Если региональные программы будут учитывать особенности субъекта — демографические, экономические, — то тогда они не будут тратить средства на ненужное оборудование.

Эксперты уверены, что реализации закона будет препятствовать отсутствие детских форм лекарств. Сейчас, например, нельзя ввезти из-за границы морфин в сиропе. Также на слушаниях предлагалось разработать стандарты оказания социальной помощи семье, особенно там, где есть дети.

16 января Госдума приняла в первом чтении поправки в закон «Об основах охраны здоровья граждан РФ», регулирующие вопросы оказания паллиативной медицинской помощи. Вячеслав Володин тогда сказал, что Дума продолжит парламентский контроль за исполнением и после его вступления в силу. Закон был внесён президентом Владимиром Путиным.