Российские военные продолжают освобождать Курскую область. Люди, прожившие семь месяцев в оккупированной, а ныне освобожденной от ВСУ Судже, сейчас эвакуированы в пункты временного размещения (ПВР) на безопасной территории. Корреспондент NEWS.ru поговорила с беженцами и узнала, что им пришлось пережить за это время, чем они питались и где добывали воду, об их встречах с украинскими солдатами и помощи властей региона.

«Мечтали купить много одежды, помыться»

Жительница Суджи Татьяна, попавшая в ПВР, рассказала NEWS.ru, что с августа 2024 года ей приходилось жить в подвале ввосьмером вместе с другими суджанцами. По словам женщины, у них не было ни электричества, ни воды. Люди ходили за продуктами в ближайший магазин, когда это было относительно безопасно.

«Копали картошку. Потом обнаружили колодец недалеко, ездили с флягами. Это нас спасло», — вспомнила Татьяна.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Юлия, Виктория и Елена из волонтерской группы «Домик как дома» рассказали NEWS.ru, что многие куряне, по их собственным рассказам, сидели по домам семь месяцев, с августа не выходя на улицу. На вопрос, что они там ели, жители рассказывали, что ходили по подвалам, где и находили те или иные продукты.

«Мы спросили, о чем мечтали люди. Они нам ответили: сидя там, они мечтали, что, когда их освободят, они пойдут по магазинам и купят себе много одежды, помоются», — отметила волонтер.

«Я выползла, меня спасли»

Татьяна рассказала, что обстрелы со стороны украинской армии были очень интенсивными. Противник бил по Судже и беспилотниками, и ракетами. Женщина не знает, остался ли цел ее дом. Другая беженка рассказала NEWS.ru, что ее дом ВСУ уничтожили еще до вторжения в регион.

«Снаряд прилетел, я выползла, меня спасли. Это еще до войны (до захода ВСУ в Курскую область в августе. — NEWS.ru), 25 июля. Прилеты начались в семь утра, и восьмой прилет был в дом. Ничего не осталось. Меня там приютили, жила в квартире. Я получила сертификат, живу сейчас в своей квартире в Курске», — отметила она.

По словам Виктории, многие куряне не хотят вспоминать о тех событиях. Она также рассказала, что мирные жители хоронили погибших родных и знакомых во дворах, потому что они не могли добраться до кладбища.

«Очень тяжело. Люди подавлены. Им обязательно нужен психолог. И у них смешанные чувства: чувство радости и чувство того, что они не понимают. Они потеряны во времени», — рассказали Юлия, Виктория и Елена.

«25 человек убили в подвалах и просто на улице»

Виктория отметила, что солдаты ВСУ издевались над мирными жителями Курской области. По ее словам, они не раз подставляли им дуло пистолета к голове.

«Хотели их убить. Женщина рассказывала, что ее душили», — сказала она.

Валентина Васильевна в разговоре с NEWS.ru вспомнила, что в последнее время на территории Курской области в составе ВСУ было много иностранных наемников: польских, английских и американских. Они, по ее словам, в последнее время совсем обнаглели.

«Нам надо, чтобы их убрали отсюда. Вообще убрали, с лица земли стерли. Это варвары, это не люди. Не все, конечно, но большинство. В последнее время обнаглели что-то наемники. На нашей земле они чужаки», — подчеркнула женщина.

«Прикидывались местными, а потом открывали огонь»

Валентина Васильевна вспомнила, как впервые встретила бойцов украинской армии. По ее словам, сначала она приняла их за мошенников, так как ее смутило то, что они смогли пройти границу. Женщина хотела вызвать полицию, но солдаты ВСУ ответили: «Их больше вообще нет». 

Директор колледжа искусств имени Н. В. Плевицкой Александр Фесенко, покинувший Суджу после вторжения в регион ВСУ, рассказал NEWS.ru, что в населенном пункте Плехово бойцы противника творили такие же зверства, как в Русском Поречном.

«В Плехово видео не снимали, хотя было то же самое. Около 25 человек убили в подвалах или просто на улице, ВСУ выкладывали видео в украинские паблики с телами дедушек и бабушек. Они, как мне известно, убивали жителей, переодевались в их одежду, прикидываясь местными, а потом открывали огонь», — рассказал Фесенко.

По сведениям собеседника, все Плехово было целиком выжжено. Как он добавил, из-за боевых действий также пострадали и другие населенные пункты Курской области.

«Отец Всеволод из Черкасского Поречного недавно рассказал, что храма там уже нет. Жалко, до слез жалко. Плехово целиком выжгли. Пока непонятно, что осталось от Малой Локни, Новоивановки, Любимовки, Дарьино и Свердликово… Потому что война все разрушает», — считает Фесенко.

«Напуганы, еще не освоились»

Большинство жителей, эвакуированных из опасных районов Курской области в ПВР, числились пропавшими без вести, сообщил NEWS.ru замначальника надзорной деятельности по Мантуровскому, Тимскому и Солнцевскому районам ГО ЧС МЧС Олег Максимов.

«Мы находили номера, связывались с кем-то из родственников. Люди приезжали: кто из Москвы, кто из соседних областей, кто-то из регионов. Эти моменты были очень трогательные, когда люди, находившиеся под оккупацией в полной изоляции, спустя семь месяцев встречали своих родных», — отметил Максимов.

По его словам, в ПВР для эвакуированных организовано горячее питание. Кроме того, продукты приносят волонтеры и неравнодушные местные жители. Максимов отметил, что моральное состояние прибывших из освобожденных районов Курской области людей разное, но все они сейчас напуганы и еще не освоились на новом месте.

«Кто-то ведет себя чуть бодрее, кто-то чуть более угнетен. <...> В основном все ведут себя достойно. Учитывая то, что им пришлось пережить», — сказал он.

Те, кто прибыл в среду, 12 марта, ведут себя более свободно, например, выходят на свежий воздух, уточнил Максимов. Последние же прибывшие находятся в достаточно тяжелом моральном состоянии, признал он. Максимов добавил, что некоторые беженцы прибыли в ПВР с животными: кроликами и кошками. Волонтеры принесли для них воду и корм. 

Как передает корреспондент NEWS.ru, после того как беженцев из Суджи размещают в ПВР, с ними работают сотрудники ФСБ. Они опрашивают эвакуированных людей для фиксации преступлений против россиян.

«Не переживайте, все будет»

Власти Курской области с максимальным вниманием и заботой относятся к оказавшимся в ПВР жителям региона: помогают с оформлением документов и другими вопросами, заявила Валентина Васильевна. По ее словам, она осталась довольна отношением со стороны врио губернатора Александра Хинштейна.

«Дай Бог ему на посту побыть подольше и чтобы он защитил нас хоть немножко. Пообещал все дать, кому-то сертификаты, помочь с жильем. Кстати, глава Тимского [района Александр Булгаков] пообещал все сделать», — сказала Валентина.

По ее словам, ей помогли с регистрацией и получением необходимых документов на ее умершую мать, которую женщина вынужденно похоронила в палисаднике в Судже. Она отметила, что со дня на день должна получить справку о смерти и дальше пойдет по остальным инстанциям. Кроме того, женщина ожидает сертификат на жилье взамен ее разрушенного дома. 

«Ну за однокомнатную квартиру мне что дают? Ну два миллиона [рублей]. А что я за два миллиона куплю? Сейчас цены на жилье поднялись. Он сказал: „Не переживайте, мы найдем оптимальный вариант. Все будет“».

Читайте также:

Хроника освобождения Суджи: история позора ВСУ и подвиг российской армии

«Увидимся в Киеве»: военкоры обратились к украинскому журналисту из Суджи

В ГД предположили, как освобождение Суджи повлияет на переговоры с Украиной