С 1997 по 2000 год в Рязани стали пропадать люди. Убитые горем родственники в милицию не обращались, а два маньяка, опьяненные безнаказанностью, организовали бытовой крематорий, делали из черепов сувениры, готовили жаркое из человеческого сердца и считали себя «мусорщиками человечества». Что известно о преступниках, почему они зверски убивали людей, но не понесли наказания — в материале NEWS.ru.
Что известно о жизни маньяков до убийств
Игорь Чурасов родился в 1966 году в Рязанской области. Вырос он в благополучной обстановке, к уголовной ответственности не привлекался. Проблем с коммуникабельностью не имел и пользовался успехом у женщин.
С начала 1990-х годов Игорь работал в Рязанском цирке: сначала ассистентом, потом униформистом, бутафором и служащим по уходу за животными. К последним, кстати, агрессии не проявлял, как некоторые другие маньяки. Более того, после ареста Чурасов рассказывал, что очень любит животных.
«Каждые полгода комиссия спрашивает, не мучил ли я животных в детстве. Никогда. У меня дома много разных было, даже кобра. Змей очень люблю. Они красивые, медлительные. Один раз щитомордник меня укусил, но брат в госпиталь привез, успели вовремя», — говорил маньяк.
Во время работы в цирке Чурасов познакомился с коллегой, ранее судимым Геннадием Шурмановым. Приятели сняли частный деревянный дом в районе Горбатого моста и стали жить вместе.
Уже тогда у Игоря стали проявляться признаки психического расстройства. Он был очень эрудированным человеком и практически все свободное время посвящал чтению идеологической и философской литературы, книг по медицине и танатологии (наука, изучающая состояние организма в конечной стадии патологического процесса, динамику и механизмы умирания, непосредственные причины смерти). Он интересовался темой смерти и в духовном опыте человечества.
В результате у Чурасова сформировалась сложная система взглядов и нравственных ценностей. Он стал сторонником мизантропии и выработал свою жизненную философию, согласно которой асоциальные личности не имеют права на жизнь и должны подвергаться преследованию и массовому уничтожению.
Зачем циркач посвятил коллегу в философию убийств
В феврале 1997 года в гости к Чурасову пришли его приятели Наталья Кузнецова и Юрий Сысойкин. Они быстро надоели хозяину дома, а после и вовсе стали угрожать ему, что останутся у него жить. Игорь решил избавиться он назойливых гостей. Он размозжил им головы топором, пока те спали. Затем он расчленил трупы, часть останков сжег в печи, часть выбросил.
На следующий день Чурасов рассказал о случившемся Шурманову, который уже давно был впечатлен приверженностью приятеля к философии «сверхчеловека». Следующие несколько убийств они совершили вместе.
«Чурасов сочинил свою псевдофилософию убийства. Он считал себя санитаром общества. Говорил, что освобождает социум от „ненужного мусора“, падших людей. Шурманов эти идеи тоже разделял», — вспоминает следователь Игорь Куркин, который занимался делом маньяков.
Как маньяки убивали своих первых жертв
В середине марта 1997 года мужчины познакомились с двумя 17-летними воспитанницами интерната. Циркачи заманили девушек угощениями и коктейлями в тот самый дом, где недавно Игорь Чурасов зарубил и сжег двух человек. В итоге одну из них Шурманов убил ударом молотка по голове, а вторую Чурасов задушил шлангом. Их тела расчленили и, как в случае с Кузнецовой и Сысойкиным, сожгли в печи. Голову одной из жертв превратили в сувенир.
«[Чурасов] отрезал ей голову, <...> выварил, [череп] покрасил черной краской, очки прикрепил, разные другие украшения и в виде сувенира повесил у себя в комнате», — рассказывал следователь.
По одной из версий, в нем маньяк даже выращивал землянику. Однако подтверждения этому нет. Сам Чурасов утверждал, что череп он якобы выкопал на кладбище и решил сделать сувенир.
Через девять дней после убийства девочек из интерната в гости к Чурасову с Шурмановым зашел их знакомый Валерий Лоскутов. Во время застолья тот пожаловался, что уже долго сидит без работы, и поинтересовался, нет ли вакансий в цирке. Но хозяева решили, что их гость — человек никчемный, и хладнокровно зарубили его топором. Далее все по аналогии с прошлыми эпизодами: труп расчленили, кости сожгли в печке, а мягкие ткани сгрузили в мешок и потопили в ручье неподалеку.
После этого Шурманов отправился в дом убитого, который находился по соседству, чтобы обчистить его. Но ни денег, ни ценностей маньяк там не нашел. Он взял лишь видеомагнитофон и кассеты.
Какую роль в убийствах сыграла любовница маньяка
Однажды Геннадий Шурманов решил поделиться разрушительными идеями, которые он исповедовал вместе с Чурасовым, со своей сожительницей Натальей Макарцовой. Девушка отреагировала нестандартно: она решила воспользоваться кровавой услугой любовника, но потом пожалела об этом. Наталья предложила друзьям-маньякам убить ее подругу Альбину Носкову и забрать ее украшения. Те согласились.
В начале апреля 1997 года Макарцова пригласила Альбину в гости, где кровавые циркачи показали ей «смертельный фокус». Девушке завязали глаза и задушили шнуром. А после преступники забрали в качестве «награды» ее пиджак и золотые серьги.
На этом маньяки не остановились. Расчленив девушку, Чурасов пожарил ее сердце и съел. Позднее маньяк признавался, что сделал это просто так, не из-за чувства голода:
«Просто пожарил и съел. Не знаю зачем. Сейчас бы не стал есть. <...> Продукты у меня всегда были. Я зарабатывал хорошо». — говорил Чурасов.
Следователь Игорь Куркин утверждает, что маньяк ел не только человеческое сердце, но и печень одной из жертв, однако она ему «не нравилась».
Как вышли на маньяков-циркачей
С 2000 года отношения между Шурмановым и Макарцовой стали портиться. Однажды убийца выгнал девушку из дома и потребовал больше не попадаться ему на глаза. В каком-то смысле ей повезло. Маньяк, поверивший в свою безнаказанность, не стал сводить счеты с человеком, который был посвящен в тайны «мусорщиков человечества».
Но понимая, что она в любой момент может стать целью убийц, Наталья пришла в гости к вдове Валерия Лоскутова и рассказала, что весной 1997 года Геннадий убил ее супруга и украл его магнитофон.
Валерия сообщила обо всем в милицию. Силовики нашли бывшую подругу циркача, и та призналась, что знает о нескольких убийствах — все они были совершенны в деревянном бараке в центре Рязани, который снимали Шурманов и Чурасов. Позже выяснилось, что из трубы дома часто шел густой дым, а вокруг витал специфический запах, но никто не обращал на это внимания.
Также на след маньяков сыщиков вывел один из местных жителей, который стал случайным свидетелем преступления весной 2000 года.
«Мужчина оказался очевидцем убийства их общего знакомого. В тот раз труп маньяки расчленили и разбросали в овраге. Маньяки пригрозили свидетелю, что если он не будет помогать им, то его сдадут в милицию и дадут против него показания. Но свидетель был в шоке от убийства и пошел сдаваться. В отношении него мы позже вынесли отказной материал и прекратили дело», — рассказал следователь Куркин.
Когда маньяков задержали, на двери в их логово следственно-оперативная группа увидела перевернутый христианский крест и сатанинское число «666». Чурасов на допросе называл себя «санитаром общества», который освобождает планету от «мусора и упавших на самое дно». Для него, как объяснял Куркин, «жизнь и смерть стояли на одной грани», и убийце было интересно наблюдать за переходом человека к небытию. Шурманов разделял его взгляды и занимал в тандеме роль второго лица.
Почему убийцы не понесли наказания
Сдавшая маньяков-циркачей Наталья Макарцова оказалась единственной из всех фигурантов дела, кто понес наказание за совершенные преступления. Она получила 6,5 года колонии за соучастие в убийстве Носковой. А Геннадия Шурманова и Игоря Чурасова признали невменяемыми, освободили от уголовной ответственности и направили на принудительное лечение. Они находятся в специальной лечебнице закрытого типа в Смоленской области. Уже в психбольнице Чурасов рассказывал, что не помнил, как совершал убийства.
«Я их приглашал в гости. Они приходили. Я общительный ведь очень. Мы сидели, разговаривали, выпивали. А потом провал в памяти. И я не помню самого момента, когда убивал. Очнусь — лежит мертвый человек. Надо куда-то прятать. Вот я кости сжигал в печке (дом у меня барачного типа), а мясо отделял и выбрасывал в речку. Оно плохо горит, да и запах соседей привлечет», — вспоминал маньяк.
Лечащий врач Чурасова еще в 2013 году отмечал, что «мотивация его поступков врачам непонятна до сих пор: никто его убивать не заставлял, выгоды никакой не было (один раз только сережки снял с женщины)». Психиатр характеризовал Игоря как спокойного, коммуникабельного и послушного пациента, который «ни одного грубого слова никому не сказал». Кроме того, по словам врача, он «вне отделения работает, помогает по хозяйству».
Комиссия психбольницы утверждает, что Чурасов «абсолютно не опасен, но суд его не выпускает». Сам маньяк поддерживает отношения с родственниками и надеется выйти на свободу. Что происходит в больнице с Геннадием Шурмановым, неизвестно.
Читайте также:
Отрезала голову — и на пробежку: за что зюзинская маньячка мстила москвичам
Кормил собаки косты убитых девочек: история каннибала из Кузбасса
Проламывал голову и насиловал: фотограф годами искал жертвы в школах и вузах
Резал, душил, насиловал: за 5 лет маньяк из Балашихи убил почти 20 человек
«Ел пельмени из человечины»: как ловили маньяка Аллигатора под Казанью