Федеральные и региональные государственные органы намерены полностью прекратить приём граждан к 2024 году — их полномочия будут делегированы многофункциональным центрам (МФЦ). Они станут обрабатывать запросы граждан вне зависимости от прописки и местонахождения. News.ru опросил экспертов — справятся ли с повышенной нагрузкой многофункциональные центры и чем займутся чиновники, избавившись от необходимости глядеть в глаза гражданам?
Прежде чем обсуждаемый законопроект примет законную силу, понадобятся реформы. Они коснутся и органов власти, и МФЦ. В текущем своём состоянии МФЦ не справятся, считает Михаил Брауде-Золотарев, директор Центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС. Передача полномочий от органов власти к МФЦ предполагает не просто отказ чиновников выполнять какие-то функции, но и расширение штата и соответствующее ресурсное наполнение центров. Кроме того, полномочия от чиновников перейдут и на другие структуры.
Ключевая мысль нового законопроекта: формализация и цифровизация процесса предоставления услуги. И максимальное исключение чиновника как лица, принимающего решение в процессе предоставления услуги. Как следствие этого подхода — появление возможности предоставлять гораздо большее число госуслуг не только в госорганах, опираясь исключительно на компетенции служащих, но предоставлять их через сеть МФЦ, возможно, через банковские структуры и так далее. МФЦ — только один из каналов, который будет использоваться.
Илья Массух, экс-замминистра связи и массовых коммуникаций РФ, рассказал, что практика показала: МФЦ — хорошая система для обслуживания граждан. Хотя, с его точки зрения, там сидят такие же чиновники, что и в органах власти, но они обучены в большей степени обслуживать людей и делают это вежливо, корректно, быстро, и поэтому обслуживание граждан идёт без очередей.
Людям нравятся МФЦ — нареканий по поводу их работы я не слышал. Зато много жалуются на работу собесов, пенсионных фондов и так далее. Подход таков: в МФЦ более автоматизированная информационная система, и за счёт этого они обслуживают быстрее и качественнее.
Илья Массух считает, что полностью чиновники не могут прекратить приём граждан — «контакт с населением у них должен остаться». При этом чиновников надо сокращать, считает эксперт, особенно в таких структурах, как налоговая служба и Пенсионный фонд. Сейчас они половину времени тратят на обслуживание граждан. После того как полномочия будут переданы в МФЦ, «они займутся своими непосредственными обязанностями — сбором налогов, выплатой пенсий и так далее».
О неизбежных сокращениях в федеральных и региональных органах власти говорит и Брауде-Золотарев. Эксперт убеждён: чиновников должно стать меньше, поскольку те госслужащие, что сегодня занимаются приёмом населения, «в новой схеме оказываются не нужны». Но передача полномочий будет происходить постепенно, и вряд ли стоит ожидать массовых увольнений прямо завтра, предполагает специалист.
Я бы прогнозировал сокращение — оно всё же будет происходить. В каких-то случаях люди будут переходить в МФЦ, в каких-то будут увольняться по сокращению, кто-то останется, особенно, если он совмещал приём граждан с другими функциями, — рассказал ИТ-эксперт.
Брауде-Золотарев очень подробно ответил на вопрос, имеет ли предстоящая передача полномочий от органов власти к МФЦ какое-то отношение к цифровизации процессов в рамках перехода страны к цифровой экономике. Формально — скорее нет, считает эксперт и поясняет почему — сохраняется очный канал взаимодействия. Но в каком-то смысле это, конечно, цифровизация.
Чтобы реализовать передачу функций чиновников в МФЦ, нужно очень жёстко и непреклонно формализовать процессы предоставления услуг; правила интерпретации всех документов и сведений, которые нужны для получения госуслуг; требования к заявителям; критерии принятия решений должны быть формализованы. В целом чтобы этот проект воплотить в жизнь, нужно существенно поменять сам процесс предоставления услуги. Он будет очень сильно цифровизован, — пояснил эксперт.
Брауде-Золотарев считает, что 2024 год — нереальный срок для сплошного перехода всей страны на новый режим. Но начать предоставлять какие-то ключевые и самые массовые услуги, как федеральные, так и региональные, к 2024 году можно, и здесь у эксперта нет сомнений.
Это вопрос политической воли, вопрос финансирования, и это вопрос, который лежит за пределами законопроекта, — резюмировал директор Центра IT-исследований и экспертизы РАНХиГС.