Специалисты Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) пришли к выводу, что потребление печатной периодики за несколько лет снизилось, и довольно существенно. Об этом свидетельствуют данные опросов, проведённых в 2014 и 2017 годах.

Так, в 2014 году печатные газеты и журналы читали 12% опрошенных, а к 2017 году их число уменьшилось вдвое. Стало меньше и тех, кто читает печатную прессу раз в неделю или в месяц: их доля упала с 57% до 41%. А вот количество читающих бумажные издания несколько раз в год осталось неизменным — 8%, так же как и количество затрудняющихся с ответом — 2%. Однако и количество тех, кто не читает печатные издания, возросло более чем в два раза — с 21 до 43%.

Любопытно, что при этом роста поклонников онлайн-изданий и электронных версий печатных изданий не наблюдается.

Если в 2014 году ежедневно читающих эти ресурсы было 18%, то спустя три года стало 16%. На 2% (до 20%) упало и количество тех, кто читает их раз в неделю. А вот число читающих раз в месяц или в год осталось неизменным — 13% и 5% соответственно. При этом с 39 до 46% возросло количество тех, кто и вовсе не пользуется онлайн-изданиями или электронными версиями печатных СМИ.

«В молодежных возрастных группах (70% среди 18–24-летних, 74% среди 25–34-летних), а также среди москвичей и петербуржцев (58%) доли потребителей электронных медиа преобладают, тогда как среди людей старшего возраста (25% в группе от 60 лет и старше) и жителей сел (43%), напротив, составляют меньшинство», — сообщает ВЦИОМ.
Фото: АГН «Москва»

Тем не менее предпочтения россиян всё же меняются. И сегодня, имея вариант печатной и электронной версии интересной статьи, 47% респондентов предпочитают именно Интернет, тогда как в 2013 году таковых было 29%, а в 2014-м — 34%. В то же время снижается количество желающих читать её в печатном виде: если в 2013-м их было 58%, то к 2017 году стало лишь 46%.

Однако полностью отказаться от печатных СМИ в пользу электронных россияне пока не готовы. Об этом заявили 79% опрошенных в 2017 году, и это на 6% больше, чем в 2014-м. Лишь 19% респондентов склонны окончательно перейти к электронным версиям, что всего на 2% больше, чем при предыдущем опросе.

Очевидно, что серьёзные изменения не за горами и развитие цифровых технологий так или иначе подводит нас к отказу от бумажных версий изданий. Станут ли интернет-СМИ такими же популярными, как некогда печатные газеты и журналы, как, например, «Комсомольская правда», «Известия», «Литературная газета», «Огонёк», «Юность» и многие другие, которыми зачитывались наши мамы и папы, бабушки и дедушки, покажет время. Возможно, с развитием цифровых технологий новые поколения принципиально пересмотрят взгляд на получение информации.

Константин Абрамов, генеральный директор Фонда ВЦИОМ, кандидат психологических наук, специально для News.ru:

Потребление информационных сюжетов неуклонно и планомерно перемещается в каналы цифровых медиа. И если старшее поколение не готово совсем отказаться от бумажных источников, то молодёжная аудитория и жители мегаполисов всё больше переходят на оперативные цифровые способы потребления контента. Заметна тенденция сокращающегося потребления информации традиционных журналов и газет в Интернете. Наши соотечественники всё чаще используют поисковики, интеграторы и мессенджеры для ориентации в информационном потоке.