18 мая 2018 в 19:30

Главные секреты оружия новых «Звёздных войн»

Почему из бластера трудно попасть в противника и другие тайны знаменитой киносаги

Кадр из трейлера фильма «Хан Соло. Звёздные войны. Истории» Кадр из трейлера фильма «Хан Соло. Звёздные войны. Истории» Фото: «WDSSPR»

До премьеры нового эпизода саги Star Wars — «Хан Соло. Звёздные войны. Истории» — осталось меньше недели. Пришла пора ответить на вопросы, давно занимающие любителей жанра: почему из бластера так трудно попасть туда, куда надо, на чём летает «Тысячелетний сокол» и когда, наконец, мы увидим фантастические технологии вселенной Star Wars в реальной жизни?

Штурмовик всегда стреляет мимо

Одно из странных режиссёрских решений, кочующих по «Звёздным войнам» ещё с 70-х годов прошлого века — поразительно низкая точность лучевого оружия.

Фото: Global Look Press/dp/Sebastian Gollnow

Очевидно, что применяемые в фильме бластеры генерируют некие энергетические лучи. Но, в отличие от обычного света, эти лучи имеют относительно низкую скорость и движутся к цели даже медленнее, чем пули современных пистолетов. Замеры экспертов портала The Conversation показывают, что скорость луча имперского бластера составляет всего 72 метра в секунду. Для сравнения: пуля из винтовки Austeyr F88, состоящей на вооружении австралийской армии, имеет начальную скорость в 930 метров в секунду, то есть почти в 13 раз выше.

В случае, когда цель движется беспорядочно, как это часто происходит в «Звёздных войнах», низкая скорость энергетического импульса означает, что противник, скорее всего, успеет выйти из зоны поражения до того, как луч туда долетит.

Кроме того, у энергетического оружия оказалась чрезвычайно низкая скорострельность. По данным тех же авторов, бластеры успевают сгенерировать порядка трёх импульсов в секунду, или 180 в минуту. Даже старый добрый автомат Калашникова в современном исполнении за это время выпустит 650 пуль. Так что низкая эффективность бластеров вполне логична при имеющихся тактико-технических характеристиках. А вот почему бы местным оружейникам не поработать над огневой мощью — вопрос, который авторы «Звёздных войн» оставили нераскрытым.

Бей первым, Соло?

В связи с тем, что главным героем новой ленты является Хан Соло, и он, похоже, будет много стрелять из бластера, особую важность приобретает вопрос о том, насколько выгодно стрелять первым? Впервые такой вопрос возник после выхода четвёртого эпизода оригинальной трилогии «Новая надежда». Там, напомним, в самом начале Соло и наёмный убийца Гридо сидят в баре, причём Гридо собирается Соло убить. Но тот успевает выстрелить первым, застав противника врасплох и посеяв в многочисленных поклонниках саги сомнения относительно своего высокого морального облика.

Нас же сегодня больше волнует другой вопрос: в свете выяснившихся технических особенностей бластера мог ли Гридо увернуться от выстрела Соло? Если бы против него был использован обычный современный пистолет, то шансов у наёмника просто не было бы. Однако медленный бластер, на первый взгляд, повышает его шансы.

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4» Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4» Фото: «Двадцатый Век Фокс СНГ»

В среднем скорость реакции обычного человека составляет порядка 300 миллисекунд. Пилот «Формулы-1» Нико Хюлькенберг реагирует на изменение обстановки за 100 миллисекунд. Перемножив скорости реакции и энергетического импульса, мы получим дистанцию в 7,2 метра, при которой чисто теоретически Гридо успел бы увернуться, если бы обладал реакцией Хюлькенберга.

Наш вывод — преимущество первого выстрела при использовании лучевого оружия не слишком значительно, и велик шанс, что пока ваш импульс летит в противника, тот успеет отпрыгнуть или выстрелить в ответ. Если, конечно, вы, как Хан Соло, не стреляете в упор.

Большой бум

Одной из ключевых инноваций вселенной «Звёздных войн» является мощное, но нестабильное топливо под названием «коаксиум». Техника безопасности предписывает хранить его в спокойных условиях, потому что коаксиум очень легко взрывается, высвобождая просто чудовищное количество энергии.

Собственно, энергетическая ценность топлива из далёкой галактики и стала объектом очередных расчётов экспертов. В одном из эпизодов мы видим взрыв цистерны коаксиума, в результате которого образовался огненный шар радиусом 200 метров. В привычных нам мерах измерения это соответствует подрыву ядерного боеприпаса первого поколения мощностью около 20 килотонн в тротиловом эквиваленте. Примерно такой была бомба «Толстяк», сброшенная в 1945 году американцами на японский город Нагасаки.

Скорее всего, использование коаксиума также базируется на энергии ядерного распада. Возможно, что учёные галактической империи более далеко продвинулись по пути американских исследователей, в конце 50-х годов прошлого века работавших над «проектом Орион» — созданием пилотируемого космического корабля, использующего для движения энергию атомного взрыва.

Кстати, совсем недавно об испытаниях загадочной «крылатой ракеты с ядерным двигателем» сообщили и российские СМИ. Так что эта технология, похоже, уже является общей и для «Звёздных войн», и для нашей с вами реальности.

Антигравитация вместо колёс

Время от времени на экране появляются «ховермобили» — ещё не полноценные летательные аппараты, но уже и не просто автомобили. Они парят невысоко над землей, используя антигравитаторы, и во многих отношениях более правдоподобны, чем сверхмедленные лазеры или загадочная мидихлорианская «сила».

Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4» Кадр из фильма «Звёздные войны: Эпизод 4» Фото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/Lucasfilm

Например, при аварийном отключении двигателя такой ховермобиль упадёт с высоты всего лишь полуметра, что позволит выжить пассажирам и сохранит сам аппарат в ремонтопригодном виде. Кроме того, для набора высоты и движения им не потребуется запредельное количество энергии, как у современных реактивных самолётов. Если бы земным инженерам удалось отвязать магнитную левитацию от специальных рельсов, используя в качестве опоры, например, магнитное поле Земли, такие экипажи вполне могли бы пользоваться у нас устойчивым спросом. Пока же маглев используется в основном Китаем и Японией для пассажирских перевозок по высокотехнологичному аналогу обычной железной дороги.

Подводя итог, можно сказать, что «Хан Соло. Звёздные войны. Истории» рисует нам довольно правдоподобную вселенную, подчиняющуюся понятным физическим законам. С научной точки зрения многие показанные здесь технологии вполне правдоподобны, и скорее всего — со временем реализуемы силами земных учёных, без помощи прогрессоров из далёкой галактики.

Дмитрий Самарин
Д. Самарин