4 октября 2001 года в небе над Черным морем взорвался пассажирский самолет Ту-154. Все 78 человек, находившиеся на борту, погибли. Изначально в трагедии поспешили обвинить неизвестную террористическую организацию. Однако истинными виновниками катастрофы оказались украинские военные: было установлено, что ракета «земля — воздух», выпущенная во время учений, сбила лайнер российской авиакомпании «Сибирь». Что произошло в тот роковой день, кто сумел установить причины трагедии и удалось ли наказать виновных — в материале NEWS.ru.
Взрыв авиалайнера увидел пролетающий мимо самолет
Самолет Ту-154М авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс SBI-1812 по маршруту Тель-Авив — Новосибирск, пропал над Черным морем в 12:44 4 октября 2001 года по киевскому времени. Это случилось менее чем в 200 километрах от Сочи. В море были найдены фрагменты багажа, детали внутренней отделки самолета, тела погибших и масляные пятна. В результате крушения погибли все 12 членов экипажа и 66 пассажиров — 15 россиян и 51 гражданин Израиля.
После получения тревожного сигнала с борта Ту-154 его метка исчезла с радара. Буквально минуту спустя на связь с землей вышел пилот пассажирского самолета Ан-24 «Армянских авиалиний» Гарик Ованесян, борт которого шел на высоте 6,5 км под лайнером «Сибири». Ованесян сообщил диспетчерам, что наблюдает взрыв в воздухе и падающие обломки.
Спустя несколько минут после трагедии в воздух подняли поисковый вертолет, а из Геленджика по тревоге вылетел самолет Ан‑26 Федеральной пограничной службы России. Ориентировались по последней метке и по координатам, полученным от пилота Ованесяна.
Вскоре к операции по поискам Ту-154 подключились почти 600 человек, 17 судов и два вертолета Ми-8. Место крушения определили достаточно быстро, однако спасать было уже некого: все, кто был на борту Ту-154, скончались, как установили позднее, от баротравм, вызванных резкой разгерметизацией салона. В крови пассажиров обнаружили угарный газ, что свидетельствовало о пожаре на борту.
Версия теракта
Практически сразу было установлено, что катастрофа произошла в момент проведения боевых пусков ракет в ходе украинских учений ПВО в Крыму. Уже было известно, что одну запущенную ракету «потеряли», при этом подобное совпадение многим сразу показалось подозрительным.
Впрочем, первоначально секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло, назначенный руководителем комиссии, расследующей катастрофу Ту-154, заявил, что считает «маловероятной украинскую версию катастрофы». В качестве приоритетной рассматривалась версия террористического акта.
Однако расследование обстоятельств взрыва лайнера Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) вынудило пересмотреть основную версию. В месте падения глубина Черного моря составляла свыше 2000 метров, дно обследовали эхолотом, были подняты фрагменты напольного покрытия, в котором эксперты обнаружили сотни пробоин от шрапнели. Рушайло также заявил, что на месте крушения нашли предметы, не связанные с конструкцией лайнера, а разрушение самолета произошло «в результате поражения взрывного характера». При этом ни одного бортового самописца найдено так и не было.
Как вышли на украинский след
Позднее появился отчет Минтранса РФ о произошедшей катастрофе, в котором, в частности, утверждалось, что магнитофон СКЦ АУВД «Стрела» зафиксировал звуковой сигнал, соответствующий выходу экипажа на внешнюю связь, сопровождавшийся эмоциональным криком.
«В дальнейшем в течение 45 секунд было зафиксировано еще несколько сигналов от нажатия членами экипажа кнопки бортовой УКВ-радиостанции с последующими шумами и криками членов экипажа (в том числе фраза „<...> куда попала(о) <...>“), свидетельствующими о внезапном возникновении на борту воздушного судна аварийной ситуации», — указывалось в отчете.
Правда стала известна во многом благодаря вмешательству израильской стороны, чьи граждане находились на борту рухнувшего лайнера. Перед вылетом в Израиле лайнер авиакомпании «Сибирь» был тщательно досмотрен. После сообщения о катастрофе аэропорт в Тель-Авиве закрыли, а израильские спецслужбы начали проверять биографии и контакты всех находившихся на борту. Позже они изучили и обстановку в воздухе в регионе, где пропал самолет.
Вслед за Израилем власти США заявили, что американские станции спутникового слежения в момент катастрофы зафиксировали запуски ракет «земля — воздух» с крымского мыса Опук и «неопознанные летающие объекты», приближающиеся к российскому самолету.
Что заявляли украинские власти
Тогдашний министр обороны Украины Александр Кузьмук неоднократно указывал, что дальность тренировочной стрельбы ПВО не выходила за пределы 35-километровой зоны учений, все участники воздушного движения, которые теоретически могли попасть в эту зону, были заранее предупреждены. По его утверждениям, огонь велся исключительно по беспилотным самолетам-мишеням, а из 23 выпущенных ракет ни одна не улетела «в молоко» — все поразили цели.
В день катастрофы президент Украины Леонид Кучма в телефонном разговоре с российским лидером Владимиром Путиным заявил об «абсолютной необоснованности обвинений украинской ПВО в какой-либо причастности к трагическому происшествию». Спустя два дня Кучма сообщил о технической невозможности попадания ракеты в самолет. Однако уже 8 октября 2001 года Кучма не исключил «теоретической возможности» поражения лайнера.
10 октября президент Украины признался, что согласится с результатами работающей в Сочи комиссии по расследованию катастрофы самолета Ту-154, какими бы они ни были. Кучма также предложил не обострять ситуацию вокруг возможной причастности Украины к катастрофе: «Посмотрите на Европу: что мы, первые или последние? Есть трагедии и большего масштаба».
Украине грозил международный трибунал
Это высказывание украинского лидера возмутило Израиль: тогда начался дипломатический скандал, а некоторые родственники погибших стали требовать, чтобы делом о катастрофе Ту-154 занялся международный трибунал.
Спустя 20 дней после крушения лайнера, когда стала понятна причастность к трагедии украинской стороны, глава Минобороны Украины Александр Кузьмук был отправлен в отставку. Он принес извинения родным погибших на российском лайнере: «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя ее причины до конца пока не установлены».
Наказаны ли виновные в уничтожении лайнера?
В декабре 2001 года Генеральная прокуратура России передала уголовное дело о крушении Ту-154 в Генпрокуратуру Украины. 26 декабря 2003 года страны подписали договор «Об урегулировании претензий». Согласно ему, семьи погибших при крушении лайнера россиян получили в общей сложности $7,8 млн. Схожие компенсации были выплачены и семьям погибших пассажиров из Израиля.
Документ, подписанный с Россией, предусматривал, что, выплатив за каждого погибшего по $200 тысяч, Украина компенсирует ущерб, однако при этом избежит юридической ответственности за произошедшее и не понесет репутационных потерь. Но такой подход устроил далеко не всех потерпевших. Многие требовали наказать виновных и причастных к трагедии лиц.
«Мы делаем предварительное заключение, что причиной катастрофы указанного самолета могло послужить непреднамеренное поражение его ракетой С-200 во время учений войск ПВО Украины. Эта трагическая случайность могла возникнуть в ходе сбоя систем зенитно-ракетного комплекса. Мне, как гражданину Украины, больно это говорить. Но информации для такой версии много», — заявил занимавший на тот момент пост секретаря Совета национальной безопасности Украины Евгений Марчук.
В 2004 году Генпрокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы Ту-154. В ведомстве сослались на то, что объективных данных, указывающих на гибель лайнера от украинской ракеты, якобы нет. Одновременно с этим киевский суд отказал в исках родственникам пассажиров и владельцу сбитого лайнера — авиакомпании «Сибирь».
Украинская сторона апеллировала к тому, что достоверно установить причину катастрофы невозможно, поскольку черные ящики Ту-154 так и не были найдены. Данную позицию фактически закрепили эксперты Киевского НИИ судебных экспертиз и Харьковского института ВВС. Согласно подготовленному ими заключению, причиной крушения российского самолета, скорее всего, стало взрывное устройство, находившееся «между потолком внутренней части самолета и его корпусом».
Позднее Военный суд Киевского гарнизона отменил постановление ведомства о закрытии дела, и расследование было возобновлено. Однако в июле 2007 года его снова закрыли. В итоге к ответственности не был привлечен ни один военнослужащий, участвовавший в запуске ракеты С-200.
Читайте также:
Крушение вертолета в Приамурье: что известно, подробности, жертвы
Крушение Ми-8 на Камчатке: найден ли вертолет, что с экипажем и пассажирами
Минобороны подтвердило крушение бомбардировщика Ту-22М3
Крушение Су-34 под Волгоградом 27 июля: что известно, была ли атака ВСУ