В ночь на 14 января ВСУ запустили около 200 беспилотников по России, множество аэропортов закрылись по плану «Ковер». Что такое план «Ковер», когда и зачем его вводят, что делать пассажирам?

Где вводили план «Ковер» в ночь на 14 января

Ночью и утром 14 января силы ПВО России отражали крупномасштабный налет беспилотников ВСУ. По данным SHOT, украинские военные провели самый массированный воздушный налет с начала 2025 года. Применялись беспилотники PD-2, «Бобер», «Лютый» и UJ-22, многие из них дальнобойные.

В результате география закрытия воздушного пространства над Россией оказалась очень широка: по плану «Ковер» были закрыты аэропорты Калуги, Казани, Саратова и Тамбова, Нижнекамска, Пензы, Ульяновска и Уфы.

К 2025 году формулировка «введен план „Ковер“» все чаще появляется в российских СМИ, поскольку ВСУ на равных атакуют военные и гражданские объекты в РФ. Так, зимой 2023–2024 годов план «Ковер» вводили в центральных аэропортах России всего несколько раз — в начале 2024-го почти месяц удалось прожить без тревоги в аэропортах.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Что такое план «Ковер»

План «Ковер» работает в соответствии с постановлением правительства России, введенном в марте 2010 года.

«При незаконном пересечении государственной границы Российской Федерации, применении оружия и боевой техники Вооруженных сил Российской Федерации по воздушному судну — нарушителю, а также при появлении в воздушном пространстве неопознанных воздушных судов и других материальных объектов в исключительных случаях органы противовоздушной обороны подают сигнал „Ковер“, означающий требование немедленной посадки или вывода из соответствующего района всех воздушных судов, находящихся в воздухе, за исключением воздушных судов, привлекаемых для борьбы с воздушными судами — нарушителями и выполняющих задачи поиска и спасания», — гласит соответствующий пункт документа.

Воздушные суда, нарушившие требование плана «Ковер», могут быть сбиты согласно статье 177 постановления «Об утверждении федеральных правил использования воздушного пространства РФ».

Что делать, если самолет задержали из-за плана «Ковер»

Авиаперевозчики подчеркивают: если вы ждете свой самолет и узнали, что аэропорт закрывается из-за плана «Ковер», не надо поддаваться панике. План «Ковер» непосредственно относится только к авиационным экипажам и служащим аэропорта. Он не подразумевает под собой эвакуационных мероприятий и каких-либо других действий, в которых принимают активное участие пассажиры. Аэропортам при этом также в абсолютном большинстве случаев ничего не угрожает — так, 21 января 2024 года из-за атаки БПЛА на нефтебазу в Туапсе план «Ковер» вводили в аэропорту Сочи, расположенном примерно в 100 километрах от места событий.

Фото: Сергей Булкин/NEWS.ru

Управление на транспорте МВД России по ЦФО подготовило следующую памятку для пассажиров, которые не могут улететь из-за плана «Ковер»:

  • При задержке рейса вы можете отказаться от билета с возвратом полной суммы. Это можно сделать прямо в аэропорту, но не позже окончания регистрации на рейс.
  • При отмене рейса перевозчик обязан возместить стоимость билета. Клиент имеет право выбрать ваучер и может требовать компенсацию за бронь отеля, ж/д билеты из города прилета и т. д. Вопрос о компенсации морального ущерба решается только в суде. Там, где это имеет смысл, можно обсудить с представителем авиакомпании замену на альтернативные рейсы.
  • Время задержки рейса отсчитывается со времени вылета, указанного в билете. Через 2 часа пассажирам положены бесплатные напитки, через 4 часа горячее питание (горячее питание должно быть каждые 6 часов в дневное время и каждые 8 часов в ночное). Если рейс задержали на 8 и более часов днем или 6 часов и более ночью, перевозчик обязан предоставить отель и организовать трансфер. Все пассажиры с детьми до 7 лет могут рассчитывать на отдых в комнате матери и ребенка. Если самолет вынужден задержаться в месте вынужденной посадки, действуют те же правила в плане предоставления питания и гостиниц.
  • Перевозчик не обязан выпускать пассажиров из самолета, если задержка еще не превысила лимит и вам не пора на отдых в гостиницу. По тем же причинам может не быть доступа к багажу.
  • Перевозчик обязан доставить до пункта назначения пассажиров, которых по тем или иным причинам привезли не в тот город. В то же время он не обязан доставить вас именно воздушным бортом: если это по каким-то причинам невозможно, компания может задействовать любой наземный транспорт.
  • Все претензии на денежные компенсации при задержках рейсов рассматриваются в индивидуальном порядке. Они должны сопровождаться подтверждающими документами о срыве ваших планов и финансовом ущербе: например, неиспользованные по причине опоздания билеты в театр, платная консультация в медицинском центре и др. Направляются претензии в офис компании перевозчика.
  • Если у вас не единый билет, а самостоятельные рейсы разных перевозчиков, все риски по опозданию на стыковочный рейс также лягут на вас.
  • Есть много видов страховки от задержки рейса; иногда авиакомпании предлагают страховку при оформлении билета. Следует внимательно изучить условия страховки, они могут сильно различаться. Также можно самостоятельно оформить понравившуюся страховку. Пассажир самостоятельно добивается возмещения по страховке у страховщика. Следует учесть, что все страховки рассчитаны на задержку рейса по вине авиакомпании либо из-за погодных условий; в случае с планом «Ковер» вины перевозчика нет, и страховщик может отказать, определив этот случай как форс-мажор.

Читайте также:

Массовая атака БПЛА на Саратов, Энгельс, Казань: удары, жертвы, разрушения

«Наибольший выбор творожков!»: что шокировало политика из Словакии в Москве

Почему YouTube не работает 14 января: рост трафика, возобновление работы