Пассажирский лайнер Boeing 737, совершавший рейс Москва — Сочи, при посадке выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы и загорелся. Воздушное судно принадлежало авиакомпании Utair. Среди пассажиров рейса пять человек госпитализированы с травмами. Во время тушения пожара умер сотрудник аэропорта.

Жёсткая посадка

Инцидент с Boeing 737 произошёл в ночь с 31 августа на 1 сентября. Из-за плохих погодных условий самолёт кружил над городом и смог сесть лишь со второй попытки. На борту находились 166 пассажиров и шесть членов экипажа.

Именно сложные погодные условия считаются на данный момент причиной аварийной посадки. С 12 часов и до 3 ночи в районе аэропорта шёл сильнейший ливень. Взлётно-посадочную полосу (ВПП) залило водой, и пилот не смог затормозить в пределах ВПП. Лайнер ударился о бруствер (земляную насыпь), после чего скатился в русло реки. Самолёт завалился на бок, загорелись сразу два крыла. В результате падения сильно повреждена носовая часть, разрушена стойка шасси. Кроме того, у лайнера загорелся левый двигатель.

Пожар был ликвидирован в 04:30 по московскому времени, через 40 минут после возгорания. Все пассажиры и члены экипажа были эвакуированы.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Людей доставили в гостиницу. Для них организовано горячее питание. Состояние здоровья двоих пилотов и четырёх членов экипажа удовлетворительное. В больницу отправлены семеро пострадавших — пятеро взрослых и двое детей. Остальные получили медпомощь на месте. В основном речь идет о ссадинах и ушибах.

Список пострадавших:

1. Лидия Кошелева, 1955 г. р., ушиб голеностопа

2. Валентина Платонова, 1947 г. р., перелом позвоночника

3. Ирина Кононова, 1967 г. р., ушиб голени

4. Инна Шапкина, 1955 г. р., повреждение связок левой ступни

5. Марина Панихидина, 1961 г. р., ушиб грудной клетки, закрытый перелом рёбер

Пострадавшим пассажирам самолета назначены выплаты от страховой компании «Сургутнефтегаз». По закону, сумма составит до 2 миллионов рублей и зависит от полученных травм. Пассажирам Boeing, которые решили сдать обратные билеты, предоставят возможность уехать поездом в выбранные им даты.

Смерть сотрудника аэропорта

И всё-таки без жертв не обошлось: во время оперативных мероприятий по спасению пассажиров умер один из сотрудников аэропорта Сочи.
«Руководитель комплексной смены аэропорта Сочи Владимир Бегиян скончался на месте аварии Boeing 737−800», — сказал министр транспорта России Евгений Дитрих, прибывший к месту аварии.

Глава Минтранса отметил, что Бегиян первым прибыл на место ЧП, помогал эвакуировать пассажиров, а также координировал работу служб аэропорта. У него не выдержало сердце.

«Хоть это страшно, зато живы все»

В сети появились первые записи от пассажиров, летевших злополучным рейсом. Приводим полностью, без купюр, одну из таких историй.

«Я был на этом борту. Четверо раненых, в травматологию увезли. Умер начальник спасательной группы, не выдержало сердце, он — персонал аэропорта. Посадка проводилась в шторм и на потоки воды по взлетной полосе. С первого раза не получилось, ушёл на второй круг, со второго раза, но реверс не делал, а тормозил колодками и сильная скорость была, из-за того что ветер боковой — он увеличил скорость при посадке и когда катились тоже поддавал. Не хватило полосы из-за скорости и ушли за ограду, рухнули в Мзымту (река рядом с аэропортом — Ред.), загорелся левый двигатель и оторвало оба крыла по частям. Благо течение сильное и керосин уносило.

Фото: Екатерина Лызлова/РИА Новости

После эвакуации спасались как могли, загорелось всё вокруг. Но, повторюсь, — благо течение относило керосин, и он горел по воде. Организация никакая. Потушили только в 3:31 (по местному времени — Ред.), упали в 2:57, пожарная первая приехала в 3:08. Я смотрел на часы каждую минуту и постарался заснять, но шёл сильный ливень, что помогло не взорваться. Ещё то, что около 40 минут кружили над морем и спалили почти всё топливо.

Другие рейсы отправили на запасные аэропорты. Нам так не повезло, как им. Но мы родились в рубашке, и хоть это страшно, зато живы все. Багаж еще не получил никто. Много описывать не буду, вся организация на 2 с минусом."

По протоколу

Сотрудники Южного следственного управления на транспорте Следственного комитета России начали проверку инцидента. Уголовное дело по факту жёсткой посадки самолёта завели по ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности потребителей). Командира воздушного судна Алексея Шнырёва и второго пилота Сергея Иванова сейчас допрашивают следователи. На место событий, как уже было сказано, выехал глава Минтранса Евгений Дитрих — он возглавил оперативный штаб на месте аварии самолета.

Фото: Екатерина Лызлова/РИА Новости

Инцидент стал поводом для внеплановой проверки авиакомпании Utair. Также Ространснадзор изучит положение дел в сочинском аэропорту и работу диспетчерских служб.

«Будут проведены три внеплановые проверки: авиакомпании Utair, аэропорта города Сочи и органов организации воздушного движения», — цитирует РБК представителя ведомства. Для проведения проверок Ространснадзор намерен создать оперативные штабы в территориальных управлениях в Южном и Уральском федеральных округах.

Оказание помощи пострадавшим взяла под личный контроль глава Минздрава Вероника Скворцова.

Формально — всё правильно. Но складывается впечатление, что пассажиры брошены без внимания.

Пассажиры VS Аэропорт

В сведениях, подаваемых сотрудниками аэропорта Сочи, и в свидетельствах пассажиров злополучного рейса есть явные расхождения. Пресс-служба аэропорта бодро рапортует: «Эвакуация пассажиров и членов экипажа самолета авиакомпании „ЮТэйр“, выкатившегося в ночь на субботу за пределы посадочной полосы и загоревшегося, прошла в течение 17 минут».

К этому добавлены сведения о том, что «аварийно-спасательная и медицинская службы аэропорта Сочи провели все необходимые действия при чрезвычайной ситуации, минимизировав ее последствия и сохранив жизни пассажиров».

Процесс ликвидации пожара расписан по минутам.

«Сегодня, 1 сентября, в 03.01 мск в Международном аэропорту Сочи была объявлена тревога. В считанные минуты в 03.05 на место происшествия прибыли четыре пожарных расчета аэропорта. Возгорание было потушено за 8 минут».

Фото: sochi.ru

Однако в свидетельстве пассажира приводятся совсем другие цифры: "Потушили только в 3:31, упали в 2:57, пожарная первая приехала в 3:08". Одна из пассажирок Boeing, Анна Кузнецова, рассказывает в сюжете НТВ: «Борт посадили. Люди все захлопали, всё хорошо, как вдруг с левой стороны самолёт загорелся. Начали люди прыгать с крыла, с другой стороны тоже начали прыгать, началась паника, все побежали, самолёт гореть начал».

Судя по всему, люди не подозревали, что при посадке самолёт вышел за пределы ВПП и находился в русле реки. Экипаж, однако, не мог этого не знать.

Существуют противоречия и в сведениях о судьбе пассажиров после эвакуации. Пресс-служба сообщает о том, что «пассажиры самолёта были размещены в одном из секторов аэропорта, где с ними работали врачи аэропорта, скорой помощи и психологи МЧС».

Канал Mash приводит видео с места происшествия, из которого очевидно, что в Сочинском аэропорту помогать людям никто и не собирался.

«Помощи нет никакой, люди стоят два часа. Ни чая, ни пледов, ничего», — произносит расстроенный голос за кадром.

Опасная гавань

Международный аэропорт Сочи считается сложным из-за особых погодных условий. Иногда самолёты приходится сажать с попутным морским ветром. Особенно непросто производить посадку в ночные часы, когда море сливается с небом. Взлёт и посадка выполняются только в одну сторону — в сторону моря, поскольку обратная сторона — горная.

В октябре 1972 года в аэропорту потерпел аварию Ил-18, погибли 109 человек. Причина катастрофы осталась невыясненной, поскольку обломки лайнера затонули на глубине около 1000 м.