Американские сенаторы решили забыть о прежних разногласиях между республиканцами и демократами и сплотились вокруг беспроигрышного решения — внешнего врага в лице России. Законопроект об ужесточении санкций против Москвы внесён в конгресс.
На сей раз документ носит более жёсткий, даже воинствующий характер санкционной риторики. Прежняя версия не прошла в Конгрессе в 2018 году. Теперь же США хотят добиться запрета инвестиций в российский государственный долг, а также в проекты по нефтедобыче. Под санкционный молот попадают банковский сектор — кредитные организации, которые якобы поддерживают попытки повлиять на развитие демократических институтов, а также проекты российских государственных и СПГ за рубежом. Ограничения ждут политиков и олигархов, способствующих действиям в интересах Владимира Путина. Публикация прежнего законопроекта в августе вызвала настоящую панику на валютном рынке. На фоне новостей из-за океана курс доллара на Мосбирже к 13:30 мск вырос на 33 копейки до 66,85 рубля, а евро — на 43 копейки, до 75,33 рубля.
Помимо этого, особняком стоят наказания за «агрессию» на Украине. В частности, в чёрный список попадают «агенты ФСБ», причастные, по мнению авторов документа, к захвату украинских кораблей в Азовском море. Также санкции могут затронуть и весь судостроительный сектор РФ, если ситуация с навигацией в Керченском проливе не изменится или если Москва где-либо ещё будет вмешиваться в маршруты судов.
Министр финансов, первый вице-премьер Антон Силуанов уже назвал действия сенаторов «выстрелом себе в ногу», так как это ударит, прежде всего, по иностранным инвесторам. Россия, по его оценке, готова к новым ограничениям, и у неё сейчас выстроена хорошая база для реагирования на подобные вызовы.
Глава РСПП Александр Шохин отметил РБК, что, скорее всего, всё обойдётся лишь конкретным списком лиц и на инвестиции в нацпроекты это не повлияет.
Как передаёт Reuters, крупнейшие банки ФРГ уже сейчас делают попытки смягчения возможных санкций. По мнению Ассоциации немецких банков, данный законопроект приведёт к настоящему эмбарго против России. Под различными ограничениями и так уже находятся свыше 100 российских банков.
Не время паниковать
Глава комитета Совета Федерации по международным делам Константин Косачёв назвал предложенный законопроект зубодробительным.
«Американцам хочется быть исключительными во всём. Пока удаётся большей частью по другую сторону добра и зла. Но ведь $22 трлн госдолга и искорёженные судьбы многих народов надо как-то отбивать? А кроме тотальной гегемонии, других инструментов для сокрытия поражений не остаётся», — написал Косачёв на своей странице в Facebook.
Замглавы комитета Совета Федерации по международным делам Владимир Джабаров в беседе с News.ru посоветовал не паниковать.
«В декабре уже вносился пакет санкций, но не был принят. Сейчас внесён более жёсткий законопроект. Но даже если его прямо завтра подпишут и утвердят, то Россия не исчезнет. Мы не оставим без последствий такие недружественные шаги. Будут ответные санкции», — заявил сенатор.
По его словам, пока не ясно, на что Америка рассчитывает — за пять лет санкции не сработали.
«Мы всё это проходили и не такие вещи переживали. Нам нужно думать о безопасности страны и ускорить темпы развития экономики. Американцы такими способами ничего не добьются. Мы активнее будем смотреть на Азию, где нам рады. И, более того, я думаю, что эти страны сделают выводы, что если что-то идёт не по американскому сценарию, они могут сделать запрещённый ход», — отметил Джабаров.
Депутат Госдумы Николай Коломейцев (КПРФ) рассказал News.ru, что его комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов направил протокольное поручение во все профильные комитеты для обсуждения реакции на санкции и попросил председателя Госдумы Вячеслава Володина ускорить этот процесс.
Со своей стороны, председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий пояснил News.ru, что мотивировки американского документа абсолютно натянуты и бездоказательны.
«Для новых ограничительных мер абсолютно нет никаких оснований. Это снова санкции ради санкций», — сказал Слуцкий.
Что же касается гипотетических последствий, то, по мнению депутата, их в настоящее время анализируют профильные ведомства РФ. Панических прогнозов пока не слышно. Он уверен, что Россия в любом случае примет все необходимые шаги по минимизации возможного негативного эффекта от новых санкций, а также даст адекватный ответ в случае их введения.
«США не выпускают из рук санкционную дубину, с помощью которой пытаются навязывать свою волю вовне всем тем, кто выступает за многополярный мир и против гегемонии одной единственной державы на планете», — отметил парламентарий.
Санкциям быть
Руководитель Центра российско-американских отношений Института США и Канады Российской академии наук Павел Подлесный пояснил, что различий в политике президента США и сенаторами конгресса нет.
«Это очередной шаг, направленный против российской экономики и финансовой системы. Но мы большую часть этого долга вывели. Раньше у нас было $110 млрд, а сейчас осталось около $10 млрд или даже меньше. Хорошо, что вывели», — заявил Подлесный.
В то же время он считает, что законопроект в итоге примут.
«Пострадают, конечно, и американские инвесторы, но их у нас не так много. Объём торговли составляет всего $27 млрд. Но, конечно, это неприятно, впервые они пошли на такой шаг, направленный в целом против финансовой системы России и её интересов. Ранее принимались индивидуальные санкции, против людей или конкретных предприятий. Но ничего в этом неожиданного нет, они давно грозились это сделать», — сообщил собеседник портала.
Эксперт Российского института стратегических исследований Вячеслав Холодков сказал, что законопроект по существу аккумулирует все те санкции, которые были до сих пор, в том числе индивидуальные.
«В том числе он содержит санкции против конкретных российских банков, также против индивидуальных лиц, в частности, так называемых олигархов и политиков, близких к президенту, и в отношении российских компаний», — рассказал Холодков.
Он не исключает, что в данном законопроекте норма, которая касается ограничений по покупке российского госдолга, не будет работать, если в результате обсуждения документа администрации удастся внести поправки в него.
«Отмечу, что один из авторов законопроекта — сенатор Линдси Грэм, насколько я помню, довольно многие законопроекты этого автора не принимаются конгрессом. То есть, с точки зрения эффективности его работы в качестве сенатора, есть большие сомнения. Ну и, наконец, главное. Ведь сам факт, если даже удастся провести данный законопроект через конгресс, надо получить подпись президента», — сказал эксперт.
У России остаётся достаточно много внутренних инвестиционных и финансовых ресурсов, чтобы компенсировать все возможные потери, которые мы можем иметь от потери американских инвесторов из российских долговых обязательств. Последние данные по внешней торговле РФ говорят о том, что положительное сальдо в 2018 году составило почти $200 млрд. Таким образом образуется положительное сальдо платёжного баланса, то есть наличие твёрдой валюты в закромах у государства и частных компаний. С этой точки зрения, мы не испытываем каких-либо трудностей и особой угрозы в принятии нового закона нет.