В бюджете Украины вновь не оказалось денег на программу строительства корветов проекта 58250. В прошлом году соответствующие средства на сумму около $52 млн были заявлены, но не выделены.

Командующий Военно-морскими силами Украины (ВМСУ) вице-адмирал Игорь Воронченко на общем собрании ассоциации судостроителей «Укрсудпром» в Николаеве недавно заявил, что по этому поводу сделано обращение к нардепам и президенту. Сейчас вроде как рассматривается вопрос, чтобы «во втором полугодии средства были найдены».

Цех по производству бронекатеров для ВМСУ «Гюрза-М»Фото: пресс-служба Минобороны УкраиныЦех по производству бронекатеров для ВМСУ «Гюрза-М»

«Констатирую факт: вроде бы мужи государственные подписывают постановление, но средства считают после того, как подписали. Приходит письмо буквально две недели назад, что нет в государстве средств соответствующих», — сообщил Воронченко.

Командующий ВМСУ напомнил, что программа «корвет» привлекает более 200 предприятий, на которых заняты около 9 тысяч человек.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

«Как угодно, но 1 миллиард 361 миллион гривен (примерно $52 млн) дайте на флот. Потому что если мы не вложим соответствующий финансовый ресурс, то точку невозврата пройдём», — резюмировал вице-адмирал.

Напомним, работу над созданием нового корвета Украина начала ещё в 2008 году. Спустить на воду первый корабль с гордым названием «Владимир Великий» планировалось в 2012 году, сроки постоянно сдвигались. Фактически ещё до второго Майдана работа над перспективным кораблём была заморожена из-за недостаточного финансирования. В ноябре 2014 года, по словам тогдашнего командующего украинскими ВМС вице-адмирала Сергея Гайдука, первый и пока единственный корабль перспективной серии был готов на 43%. В прошлом году, когда о нём снова вспомнили, были озвучены намерения спустить на воду первый корабль лишь в 2022 году.

Примечательно, что несколько лет назад название так и не созданного корвета не приглянулось украинским патриотам. В сентябре 2016 года уполномоченный мэра Винницы Владимир Савельев выступил с инициативой переименовать ещё недостроенный боевой корабль из-за ассоциаций с президентом РФ Владимиром Путиным. В итоге ещё не спущенный на воду корабль получил новое имя — «Винница», хотя в украинских ВМС уже есть корвет с подобным названием — он создавался в 70-е годы прошлого века, а с 2017 года стоит на ремонте в Одесском морском порту.

Не выглядеть в глазах НАТО нищебродами

Корветы — класс военных кораблей, основной задачей которых является противолодочная оборона корабельного соединения и берегового объекта. Их используют для осуществления сторожевой и конвойной службы, обороны военно-морских баз.

— Строительство корветов — общемировая тенденция. Корветы, фрегаты, эсминцы — это круто и дорого. Особенно эффективны корветы в акватории небольших морей, таких, как Чёрное. Другое дело, даже если Украина найдёт необходимые средства на то, чтобы спустить на воду один-два таких корабля, на подавляющее превосходство Черноморского флота ВМФ России это никак не повлияет, — такое мнение в беседе с News.ru озвучил преподаватель Военного университета Министерства обороны, полковник в отставке Владимир Карякин. По его мнению, наличие собственных корветов помогло бы Киеву более чётко обозначить своё присутствие в Чёрном море и поднять авторитет в глазах натовских союзников, чтобы «не выглядеть на их фоне совсем уж нищебродами».

Корвет «Винница» ВМСУ УкраиныФото: пресс-служба Минобороны УкраиныКорвет «Винница» ВМСУ Украины

Однако военный эксперт сомневается, что украинские ВМС найдут средства на строительство новых боевых кораблей.

— Главные задачи украинские военные решают не на море, а на Юго-Востоке Украины, потому шансы их моряков «выбить» себе полсотни миллионов долларов из военного бюджета близки к нулю, — считает Карякин. — Особенно учитывая слабость украинской экономики. Одно дело — демонстрация флага на море, другое дело — реальные боевые действия в Донбассе. Пока не решён вопрос с юго-восточными областями, все разговоры про возрождение украинских ВМС и создание новых корветов останутся лишь разговорами.

Точка невозврата уже пройдена

По мнению научного сотрудника Центра анализа стратегий и технологий Андрея Фролова, украинские ВМС цепляются за корветы просто потому, что других более-менее стоящих проектов у них нет.

— Лишний раз напоминать о корветах куда проще, чем начинать какой-то новый проект по созданию боевых кораблей. Сейчас их предприятия по мере сил выполняют ремонтные работы, кроме того, производят лёгкие катера. На этом далеко не уедешь, а тут вспомнили про целый корвет, — поделился эксперт своим мнением с News.ru.

Фролов отмечает, что в действительности создание и спуск на воду полноценного корвета стоят гораздо больше озвученной командующим украинских ВМС суммы.

— Корабль подобного класса обходится ВМФ России в среднем в 15 млрд рублей, то есть более $242 млн. При этом большую часть комплектующих мы производим сами, а Украине существенную часть придётся покупать. Для сравнения, общая сумма гособоронзаказа Украины составляет $50 млн, поясняет эксперт.

Бронекатер для ВМСУ «Гюрза-М» перед спуском на водуФото: flickr.com/Ministry of Defense of UkraineБронекатер для ВМСУ «Гюрза-М» перед спуском на воду

Фролов считает, что командующий украинскими ВМС, делая подобные заявления, занимается лоббизмом, пытаясь отобрать у Сухопутных войск Украины хотя бы часть скудного военного бюджета.

— Люди хотят есть и пытаются выбить деньги под какие-то хоть сколько-нибудь респектабельные проекты, — заключает он.

По мнению Фролова, во времена президентства Виктора Януковича украинские власти с помощью работы над созданием «Владимира Великого» поддерживали в жизнеспособном состоянии украинскую судостроительную промышленность, обеспечивали предприятия заказами, а людей — зарплатой. При этом все понимали, что сам корабль никогда не будет создан.

— Реальная точка невозврата украинским судостроением уже давно пройдена. Всё, что они могут дальше создавать, — это лёгкие катера. То же видно и по корвету: проект перебрасывался с одного завода на другой, и на данный момент в наличии лишь одна сваренная секция корабля. Периодическое производство небольшого количества бронекатеров — вершина сегодняшнего украинского военного кораблестроения, — заключил военный эксперт.