Минувший год стал одним из самых тёплых на планете: за последние 40 лет наблюдений это отмечается в третий раз. Об этом заявил руководитель Росгидромета Максим Яковенко.

«В северных регионах это было наиболее заметно. Если в целом на планете превышение температуры было на 1 градус, то в северных регионах — на 3-4 градуса», — добавил он.

По мнению эксперта, можно говорить о некоей тенденции, свидетельствующей о том, что мы живём «выше нормы».

Это мнение подтверждается и данными Всемирной метеорологической организации, которые привёл директор Главной геофизической обсерватории им. Войкова Владимир Катцов. Он сообщил, что последние три года по температуре стали рекордными за полтора века инструментальных наблюдений.

Телеграм-канал NEWS.ru

Следите за развитием событий в нашем Телеграм-канале

Течение Эль-Ниньо на тепловой карте Земли (выделено фиолетовым цветом)Фото: wikipedia.orgТечение Эль-Ниньо на тепловой карте Земли (выделено фиолетовым цветом)

«2017 год стал первым годом без [течения] Эль-Ниньо, которое существенно добавляет температуру. Но 2017 год оказался рекордсменом и без его помощи. Мы действительно находимся в потеплевшем климате», — добавил он.

Учёный напомнил, что Арктика — наиболее быстро теплеющий регион и наиболее уязвимый. Происходящие там события впечатляют: в частности, сокращается ледяной покров. По словам эксперта, в последнее десятилетие это происходит с довольно большой скоростью и постепенно Арктика движется к сезонному ледяному покрову, который может установиться уже к середине этого века.

Владимир Катцов, Максим Яковенко и Роман ВильфандФото: News.ru/Сергей БулкинВладимир Катцов, Максим Яковенко и Роман Вильфанд

«Это происходит со скоростью 13,2% [от ледяного покрова] за десятилетие», — привёл данные Владимир Катцов.

Одной из причин этого, по мнению учёных, является резкое увеличение концентрации углекислого газа в атмосфере. Это связано с хозяйственной деятельностью человека. В 2015 году был превышен психологический рубеж, который на 30-40% больше того, что наблюдалось в доиндустриальную эпоху.

Владимир Катцов обратил внимание на то, что суша теплеет быстрее, чем океан, и особенно сильно теплеют высокие широты.

«Мы как раз находимся в том самом месте, где повышение температуры наиболее значительно», — констатировал он.

При этом осадки распределяются всё более неравномерно: например, в Средиземноморском регионе существует угроза засушливости.

Последствия цунами в ЯпонииФото: Global Look Press/ZUMAPRESS.com/jn1Последствия цунами в Японии

В докладе Всемирного экономического форума эксперты среди множества рисков оценили и климатические.

«В 2018 году, как и в 2017-м, экстремальные погодные условия удерживают первую позицию», — рассказал Владимир Катцов.

При этом, по масштабу воздействия экстремальные погодные явления занимают вторую строчку, уступая лишь оружию массового поражения. Природные катаклизмы, хоть и осторожно, но эксперты связывают с изменениями климата.

В свою очередь глава Гидрометцентра РФ Роман Вильфанд в качестве примера привёл Японию, где очень малая часть территории приспособлена для жизни, где часто происходят землетрясения, цунами.

«Зная эти риски, страна готовится и экономически прогрессирует высокими темпами, адаптируясь к этим негативным событиям», — заметил он.

Каждая погода благодать?

Роман ВильфандФото: News.ru/Сергей БулкинРоман Вильфанд

Изменения климата сказываются и на погоде. Как пояснил Роман Вильфанд, если наблюдается статистически значимое увеличение повторяемости событий, то большинство учёных с определённой степенью уверенности обусловливают это динамикой климата.

«Риски надо оценивать. Современные менеджеры говорят только об управлении рисками. И нам надо к этому переходить. Для погоды это в принципе характерно», — считает он. Эксперт уверен, что сейчас надо больше внимания обращать на вероятностные прогнозы, что делают во многих странах.

Глава Гидрометцентра сообщил, что февраль 2018 года в России будет тёплым.

«Большое количество осадков ожидается на юге и в европейской части территории России», — добавил он.

«Самое неприятное — это нервозность климатической системы, метание из одной крайности в другую. Не надо думать, что волна тепла — это глобальное потепление, а волна холода — похолодание. Ничего подобного», — сказал Владимир Катцов.

Его поддержал Роман Вильфанд, констатировавший, что нервозность климата становится нормой.

«Не нужно ожидать, что при потеплении климата будут отсутствовать холодные события», — отметил он.

При этом учёные уверяют, что повторяемость нормальных событий уменьшается. Вспомнив о политических событиях в мире, в шутку они заметили, что нервничает не только климат.