Миром правит удаленка. Сегодня дистанционно можно учиться, работать, заказывать товары и продукты, встречаться с друзьями и проводить любые мероприятия. Не стало исключением влияние нового тренда и на сферу купли-продажи имущества. Совершить удаленную сделку с недвижимостью стало не сложнее, чем организовать видеоконференцию. Рассмотрим, как проводится дистанционная сделка и чем она отличается от сделки по доверенности.
Что такое удаленные сделки
Дистанционная сделка купли-продажи — это такая форма операции, когда обе стороны договора в момент его подписания находятся в разных населенных пунктах. Двадцать лет назад для совершения подобных манипуляций участникам сделки необходимо было встречаться лично, чтобы поставить подписи на документах. Или же оформлять на стороннее лицо доверенность на сделки с недвижимостью. Теперь все это происходит онлайн: продавец и покупатель ставят, например, электронные цифровые подписи, и документ обретает юридическую силу.
Три способа совершить сделку купли-продажи дистанционно
Можно выделить 3 варианта, позволяющих провести удаленную сделку с недвижимостью:
- выбрав в качестве посредника банк
- прибегнув к помощи нотариуса
- лично оформить все документы
Каждый из этих вариантов имеет свои нюансы, преимущества и недостатки. Остановимся на них подробнее.
Проведение сделки с банком
Итак, выбрать банковскую организацию в качестве посредника в сделке по купле-продажи недвижимости удобно в случае, если покупатель оформляет в банке заем на приобретение объекта. Чтобы продать имущество таким способом, контрагент сам занимается поиском подходящей ему квартиры или дома. Если объект находится в другом городе, рекомендуется найти возможность посмотреть жилье лично, чтобы затем не получить неприятных сюрпризов. Если приехать на осмотр квартиры не получается, можно попросить о помощи друзей, знакомых или любое другое не заинтересованное в сделке лицо.
Затем покупателю следует выбрать банк и обратиться туда за одобрением кредита на покупку объекта. Если со стороны финучреждения нет возражений, то стороны могут приступать к оформлению сделки. Для этого контрагенты, каждый в своем населенном пункте, выбирают удобный офис банковской организации, оговаривают время совершения сделки и в назначенный час являются в банк.
Специалисты кредитного учреждения производят проверку удостоверений личности обеих сторон, а также прав на владение имуществом продавца. Если никаких несоответствий не обнаружено, стороны подписывают договор купли-продажи недвижимости.
Следует уточнить, что с юридической точки зрения продавец и покупатель подписывают договор с банком. У продавца банк покупает квартиру и одновременно продает ее покупателю, предоставляя ему заодно денежный кредит, чтобы он мог выплачивать банку стоимость объекта. Собственником квартиры при этом становится покупатель.
После того как бумаги подписаны, специалисты финансового учреждения направляют их в Росреестр для регистрации сделки. Максимальный срок обработки документов регистрирующим органом составляет до 30 дней. Однако, если у экспертов не возникнет вопросов, сделка будет зарегистрирована в более короткие сроки. Как только банк получает подтверждение из Росреестра о регистрации, на счет продавца поступают денежные средства, равные стоимости недвижимости, а покупатель получает документы на новое имущество.
Данный способ решения вопроса, можно ли продать имущество дистанционно, будет удобен для тех, кто кредитуется для приобретения недвижимости. Кроме того, все хлопоты по правовой составляющей сделки берет на себя банк.
Посредничество нотариуса
Оформление удаленной сделки через нотариуса было законодательно разрешено 2,5 года назад. Чтобы оформить документы на куплю-продажу недвижимости таким способом, контрагенты лично обсуждают условия сделки любым удобным способом. Стоит учитывать, что в данном случае у покупателя в наличии должна быть вся сумма, необходимая для приобретения недвижимости. Затем участники дистанционной сделки действуют по следующей схеме:
- Каждый из контрагентов обращается в своем городе к нотариусу.
- Участники согласовывают дату и время дистанционной встречи.
- Нотариус продавца проверяет бумаги, подтверждающие право собственности, чтобы убедиться в том, можно ли продать имущество.
- Подготавливаются сопутствующие бумаги: контракт на куплю-продажу и акт приема-передачи.
- Участники договора утверждают порядок перечисления финансовых средств.
- В обозначенное время обе стороны являются к своим нотариусам в разных населенных пунктах.
- Участники удаленной сделки с недвижимостью подтверждают конечный проект договора купли-продажи.
- Контрагенты каждый со своей стороны подписывают бумажный вариант документов, а нотариусы вносят договоры в единую информационную систему и заверяют их усиленной квалифицированной электронной подписью.
- Затем нотариус со стороны продавца направляет документы в Росреестр для регистрации сделки.
- После получения подтверждения от Росреестра продавец получает деньги за объект, а покупатель — бумаги на право собственности.
Такой метод продать имущество удобен, если обе стороны сделки проживают в разных городах. При этом покупатель имеет в наличии достаточную сумму, чтобы осуществить сделку. Кроме того, оформленная через нотариуса удаленная сделка защищена от любых юридических подводных камней. Также при выборе такого способа купли-продажи контрагенты могут воспользоваться нотариальным депозитом. Покупатель перечисляет всю или частичную сумму на депозит, после чего не имеет права забрать деньги обратно. Продавец получает деньги, только когда сделка проведена через Росреестр, то есть не имеет возможности отказаться от ее совершения.
Личное участие
Продать имущество дистанционно можно и самостоятельно. Для этого продавцу необходимо выставить объект на продажу, обсудить с покупателем детали сделки, подготовить контракт, подписать его с обеих сторон усиленной электронной цифровой подписью (ЭЦП) и отправить документы на сайт Росреестра. Усиленную ЭЦП можно получить в аккредитованных центрах, предоставляющих подобную услугу.
Несмотря на то, что этот вариант дистанционной продажи выглядит наиболее простым, при его выборе контрагенты не защищены от возможного мошенничества с деньгами, с документами на право собственности, а также с юридическими нюансами контракта купли-продажи недвижимости.
Доверенность на совершение сделок с недвижимостью
Есть еще один вариант продажи объекта, если собственники находятся в разных населенных пунктах, — доверенность на сделки с недвижимостью. В таком случае интересы одной или обеих сторон могут представлять посредники, на которых оформлена нотариальная доверенность: какая сделка должна пройти, такая и указана в данном документе. Юристы настоятельно рекомендуют оформлять разовую доверенность на осуществление конкретной сделки. В такой бумаге прописываются данные именного того объекта, в отношении которого проводится процесс купли-продажи. Кроме этого, в разовой доверенности следует прописать, какие именно полномочия имеет поверенный, например:
- ставить подпись под договором купли-продажи;
- сдавать или принимать объект по акту приема-передачи;
- принимать или отправлять платеж;
- направлять бумаги на регистрацию в Росреестр.
Оформить нотариальную доверенность на совершение сделок с недвижимостью можно на знакомого человека или на стороннее лицо, например на риелтора или представителя юридической компании. Два последних варианта удобны тем, что в данном случае поверенные сами могут найти покупателя на объект, а также полностью сопроводят сделку до момента передачи ключей новому собственнику.
Однако стоит понимать, что такой способ продажи может таить в себе ряд нюансов. В частности, поверенный может:
- допустить покупку объекта с прописанными жильцами;
- приобрести квартиру, которая не понравится заказчику;
- совершить махинации с полученными деньгами;
- допустить ошибки в оформлении документов, вследствие чего их не примет Росреестр.
Помимо указания в доверенности, какая сделка должна быть проведена, ее условия и нюансы стоит прописать в агентском договоре. Если в доверенности вы можете указать, например, расчетный или лицевой счет в банке, на который должны будут поступить средства за продажу квартиры, то в договоре можно также прописать все нюансы приема или отправления оплаты.
Во всех случаях, кроме того, когда стороны сами оформляют дистанционную сделку, придется заплатить за оказание услуг посредниками. Как правило, сумма оплаты составляет определенное количество процентов от суммы сделки. С другой стороны, продажа при посредничестве нотариуса или банка минимизирует финансовые и правовые риски.
Читайте также:
Брать ипотеку или снимать квартиру: что выгоднее в 2023 году
ЦБ запрещает нулевую ипотеку: чем ее заменят, упадут ли цены на квартиры
Спрос на новостройки рухнул: когда снизят цены на квартиры