Президент США Дональд Трамп пригрозил стереть Иран с лица земли, если Тегеран не свернет свою ядерную программу. По информации британской газеты Express, американский лидер намерен решить этот вопрос в ближайшие несколько месяцев. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков сообщил, что Москва готова помочь Штатам и Исламской Республике в урегулировании разногласий. Возможна ли война США и Ирана и сможет ли РФ ее предотвратить — в материале NEWS.ru.
Что сказал Трамп об Иране
Близкие к администрации Трампа инсайдеры утверждают, что Иран может «исчезнуть к сентябрю», если не согласится на ядерную сделку с Западом. По версии СМИ, расправиться с Исламской Республикой США могут в том числе при помощи Израиля. Источники Express в ЦАХАЛ заявляют: Вашингтон уже дал понять, что для Тель-Авива больше нет красных линий при «сдерживании иранских амбиций».
«Это были основные препятствия при рассмотрении возможности проведения крупной воздушной операции против Ирана», — подчеркнул собеседник издания.

О наличии военного варианта разрешения конфликта с Ираном заявил и один из ведущих представителей правого крыла израильского парламента. По его словам, решение будет принято уже в обозримом будущем. При этом у властей еврейского государства есть желание дать Штатам время на то, чтобы заключить с Тегераном ядерную сделку. В то же время в прессе появились данные о готовности Трампа отдать приказ о начале бомбардировок Ирана через несколько недель.
Россия следит за развитием событий вокруг Исламской Республики, рассказал NEWS.ru председатель комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий. «Тегеран — стратегический партнер Москвы, нас связывают прочные контакты и связи практически во всех сферах взаимодействия. Готовы приложить максимум усилий для недопущения развития силового сценария вокруг Ирана, в том числе посреднические — через открывшиеся каналы коммуникации с США. Выступаем за сохранение стабильности и безопасности в регионе», — отметил парламентарий.
Почему США угрожают Ирану
Вашингтон уже предпринимал попытки свернуть ядерную программу Ирана. В 2015 году США, Германия, Франция, Великобритания, Китай и Россия подписали с Тегераном Совместный всеобъемлющий план действий (СВПД). В рамках соглашения Исламская Республика должна была прекратить работы по обогащению урана в обмен на снятие санкций. Однако в 2018-м Штаты вышли из СВПД и восстановили ограничительные меры против Тегерана. В ответ иранские власти заявили о поэтапном сокращении обязательств по сделке.
Глава МАГАТЭ Рафаэль Гросси в декабре 2024 года заявил, что Иран ускорил обогащение урана до такого уровня, который необходим для создания оружия. Однако, как заявил в Х замглавы иранского МИД Казем Гариб-Абади, эти исследования Тегерана не имеют военных целей.
В феврале Трамп подписал указ о применении максимального давления на Тегеран, но выразил надежду, что США не придется им часто пользоваться. Также Белый дом ввел новый пакет санкций против иранской нефтяной отрасли.

В начале марта Трамп передал властям Исламской Республики письмо. В нем американский лидер дал Ирану два месяца на подписание нового ядерного соглашения, в противном случае пригрозив военными действиями. Позже появилась информация о переброске ВС США нескольких бомбардировщиков B-52 на военную базу Диего-Гарсия в Индийском океане.
Старший научный сотрудник Института востоковедения РАН Владимир Сажин в беседе с NEWS.ru отметил, что Трамп еще до своей инаугурации поднимал вопрос с иранской ядерной программой. «Один из его тезисов — Иран не должен получить ядерное оружие. Этот вопрос будет решаться силовым или дипломатическим путем. Трамп, устрашая Иран возможными атаками, утверждал, что дипломатический подход ему ближе. Он показывает себя как главный миротворец планеты и мечтает получить Нобелевскую премию мира. Серьезная война США и Израиля против Ирана ему не нужна», — сказал эксперт.
В то же время со стороны Вашингтона идет мощная эскалация, добавил Сажин. «Штаты перебрасывают на Ближний Восток тяжелые бомбардировщики, способные поражать ядерные объекты Ирана. К тому же США усиливают противоракетную оборону практически на всех своих базах на Ближнем Востоке. В какой-то момент это может привести к никому не нужной войне», — полагает он.
Как Иран отвечает на нападки США
В ответ на воинственную риторику Вашингтона глава МИД Ирана Аббас Аракчи заявил, что республика никогда не стремилась обладать ядерным оружием и не собирается получить его в будущем. Всем должно быть очевидно, что никакого «военного пути» решения вопроса с иранской ядерной программой не существует, подчеркнул министр в своем аккаунте в Х.
Тегеран также направил Вашингтону ответное письмо, в котором отказал Трампу в прямых переговорах по ядерному соглашению. При этом президент Исламской Республики Масуд Пезешкиан уточнил, что путь для непрямого диалога между странами открыт.

«Иран никогда не уклонялся от переговоров, и только нарушение обязательств [Вашингтона] вызвало на этом пути проблемы, которые должны быть непременно компенсированы, а доверие [к США] восстановлено. Только такое поведение Штатов определит дальнейший путь переговоров», — подчеркнул он.
Газета Tehran Times сообщила, что параллельно иранские власти привели в состояние боевой готовности ракеты на своих подземных военных базах. Они будут применены в случае эскалации со стороны США, утверждает издание. Также стало известно о планах Тегерана закрыть воздушное пространство над страной.
Как Россия урегулирует конфликт Ирана и США
3 апреля замглавы МИД РФ Сергей Рябков обсудил с иранским коллегой Маджидом Тахт-Раванчи ситуацию с переговорным процессом по ядерной программе. По словам российского дипломата, Москва готова помочь Тегерану и Вашингтону урегулировать разногласия. «Пока еще время есть и поезд не ушел, нужно удвоить усилия для того, чтобы на разумной основе попытаться договориться», — сказал Рябков.
Кроме того, спецпредставитель президента России по инвестиционно-экономическому сотрудничеству с зарубежными странами, глава РФПИ Кирилл Дмитриев нанес визит в Вашингтон. Американские СМИ сообщили, что там прошла его встреча со спецпосланником главы США Стивом Уиткоффом.
Неизвестно, обсуждалось ли на этих переговорах возможное посредничество РФ в американо-иранском диалоге. Однако Сажин считает, что это не столь важно — вероятность реального участия Москвы в урегулировании невелика.
«Москва заявляла, что готова стать посредником между Вашингтоном и Тегераном, но не нашла понимания. Пока нет сведений о том, что Иран и Соединенные Штаты готовы предложить России роль посредника. Я думаю, они не предложат. У Ирана и США есть опыт переговоров. Причем часто эти переговоры были тайные, как в 2011 и 2012 годах. Это было еще до заключения в 2015 году ядерной сделки. Вопрос о прямых переговорах сейчас не идет, их будут проводить через посредников. Этим посредником ранее был Оман, и наверняка останется им сейчас», — резюмировал он.
Читайте также:
Конфликт Ирана и Израиля: чья армия сильнее
Почему Иран и Израиль ненавидят друг друга: 5 главных причин
Предсказание Жириновского сбывается: на Ближнем Востоке третья мировая?
Израиль открыл охоту на друзей ХАМАС: как он убивает врагов, кто следующий
Эксперт рассказал, что мешает Ирану начать большую войну на Ближнем Востоке