В Сирии прошли очередные президентские выборы — на них в четвёртый раз победил Башар Асад. Россия, обеспечившая необходимую для Асада стабильность, видит будущее в восстановлении не только инфраструктуры, но и сирийских международных отношений, — но токсичный союз Дамаска и Тегерана оказывается в этом помехой. Какова нынешняя позиция российского партнёра на Ближнем Востоке?
Демократические процессы
Башар Асад, наследник политической династии, которая десятилетиями правит Сирией, принял поздравления с победой в выборах. По официальным данным, за его кандидатуру проголосовали более 95% избирателей, в стране прошли демонстрации с портретами президента. Асад получил поздравления от иностранных партнёров и выступил по телевидению с речью, в которой заявил, что участники голосования вернули настоящее значение слову «революция», которое до того было запятнано руками врагов-«наёмников».
Вы спасли её (революции. — NEWS.ru) репутацию и возродили её, — заявил президент, отсылая к идеалам «возрождения и обновления», на которых стоит партия «Баас».
Хотя правительственные силы вполне могут праздновать победу в войне, продлившейся более десятилетия, — под их контролем больше 70% сирийской территории — не все сирийцы единодушны в поддержке лидера, прошедшего ещё на один, уже четвёртый семилетний срок. В некоторых городах, особенно на юге страны, оппозиционно настроенное население устраивало выступления против главы государства и расписывало стены антиасадовскими лозунгами.
В тех частях Сирии, что контролируются курдами-сепаратистами или протурецкими вооружёнными группировками, вовсе отказались считать выборы легитимными и не голосовали. В этом с повстанческими силами согласны на Западе: главы МИД США и европейских стран ещё на этапе организации выборов заявили, что процедура не будет легитимной.
Европейцы уже несколько лет ждут от Асада новой конституции — без неё его власть так или иначе не считается законной — и указывают на сомнительность как итогов голосования, так и праздничных демонстраций, предположительно, организованных «сверху». Не собирается признавать легитимность асадовского нового срока и соседняя Турция.

Заморские партнёры
Всё указывает на то, что Асада ждут новые западные санкции. Сам сирийский президент, впрочем, утверждает, что политический настрой и мнения европейцев и турок для него не имеют никакого значения. Он получил поздравления с победой от президента Ирана Хасана Рухани, а также из Пекина и Москвы.
Сотрудничество с этими странами действительно сыграло ключевую роль в том, к каким промежуточным итогам пришла война, определившая правление Асада. Особенно важное значение имеет российское участие в военном конфликте — благодаря усилиям ВКС РФ и наземным операциям правительственным войскам удалось разгромить исламистские группировки, и начало нового срока Асад принимал в Думе — городе, который ещё несколько лет назад был форпостом джихадистов.
Благодаря успеху военной кампании и многомиллиардным вложениям в восстановление разрушенной инфраструктуры Российское государство закрепилось в Сирии и стало гарантом стабильности в стране. Россия усиливает ресурсы, которыми располагает на Ближнем Востоке. К примеру, взлётно-посадочные полосы на авиабазе Хмеймим недавно расширили, и теперь они могут принимать в том числе бомбардировщики, способные нести ядерные боеприпасы.
За влияние в Сирии борется не только российская сторона — Иран и поддерживаемое им военизированное движение «Хезболла» давно стали постоянными партнёрами сирийских государственных сил. Этот фактор не даёт Асаду сблизиться с другими арабскими странами, разорвавшими с ним отношения в начале войны.
Арабам — арабский мир
Именно о слишком тесных связях с проиранскими и иранскими шиитами шла речь на встрече представителей Сирии и Саудовской Аравии. Саудиты настроены на диалог и готовы инвестировать в восстановление страны — но хотят от Дамаска ослабления контактов с Тегераном.
В примирении Сирии с Лигой арабских государств (ЛАГ), в особенности с нефтяными монархиями Персидского залива, заинтересована, по оценке экспертов, и Россия. Однако пока что о необходимом для этого «разводе» с иранскими соседями речь не идёт — и западные союзники арабских стран не советуют им идти на мировую с Асадом.
Ни разрушенная войной Сирия, ни страдающие от шиитских атак государства Залива не хотят ни усугублять, ни продолжать многостороннее противостояние. Стороны подчёркивают, что готовы что-то менять, однако сложившаяся в регионе конфигурация закрепилась так же прочно, как Башар Асад на посту президента, и в ближайшей перспективе ждать перемен не стоит.
Автор — Степан Костецкий.