Бывший премьер-министр Пакистана Имран Хан, известный своими зачастую антиамериканскими взглядами, получил отсрочку от ареста до 1 сентября. Решение было вынесено 25 августа на заседании суда, где политика обвиняли в терроризме из-за угроз в адрес женщины-судьи и высокопоставленных полицейских на прошедшем недавно митинге. Власти считают, что своими громкими заявлениями Хан «напугал чиновников и нарушил спокойствие в стране». Попытки Исламабада посадить за решетку пакистанского оппозиционера происходят на фоне желания правительства сблизиться с США и Великобританией — отношения с этими странами были испорчены во время правления Хана, когда он заявил, что не допустит восстановления американских баз на территории страны. Ситуация обострилась еще больше после того, как политик посетил Москву 24 февраля, прямо в день начала спецоперации на Украине. Теперь, по всей видимости, откладывая арест Хана, пакистанские власти пытаются избежать обострения и преодолеть угрозу гражданской войны. Но удастся ли это, когда экс-премьер готовится к новым протестам?
Кто спасет Пакистан?! Имран Хан! Имран Хан!
В апреле парламент Пакистана вынес вотум недоверия и отправил Имрана Хана в отставку с должности премьер-министра, ему на смену пришел лидер оппозиции Шахбаз Шариф. Экс-премьера обвинили в неспособности улучшить экономическую ситуацию в стране и победить коррупцию. По еще одной версии Хана отстранили от обязанностей из-за того, что он разругался с военным руководством в лице Камара Джаведа Баджва, выступающего за сотрудничество с западными странами и солидарного с ними в том числе и по ситуации на Украине. Сам Хан сразу заявил, что его смещение с поста было срежиссировано и в этом «точно присутствует рука Запада». Заявления Хана косвенно подтверждаются и тем фактом, что еще до начала голосования по вотуму недоверия Хану спикер нижней палаты парламента Пакистана Асад Кайсер подал в отставку со своего поста, заявив, что не может принимать участие в «иностранном заговоре с целью сместить премьер-министра».

На следующий день после отставки Хана в сорока городах Пакистана прошли митинги его сторонников. С тех пор политик пытается взять реванш и вернуться к власти, выводя своих сторонников на улицы и обвиняя нынешнее правительство Пакистана в коррупции. Хан называет Шарифа не иначе как «иностранной марионеткой», пишет The Washington Post.
Иск по обвинению в терроризме был предъявлен Хану после прошедшего 20 августа митинга, на котором тот обвинил полицейских в пытках своего соратника, лидера штаба партии «Техрик-е-Инсаф» («Движение за справедливость») Шахбаза Гилла. Последнего подозревают в призывах к мятежу и в госизмене. Хан упомянул и лично судью Зебу Чаудри, которая одобрила арест Гилла.
Я прошу и хочу сказать всем, кто занимает нейтральную позицию: происходящее касается всей страны. Для вас очень важно стоять на стороне нации, справедливости и интересов Пакистана, а не этих воров, — сказал Имран собравшимся.
В своем выступлении экс-премьер пообещал генеральному инспектору полиции Исламабада и его заместителю, что «не пощадит их и заведет на них дела». По всей видимости, именно это высказывание вызвало возмущение властей, которые объявили, что Хан "угрожает терроризмом". Правительство забеспокоилось так сильно, что федеральному телевидению с вечера 20 августа было запрещено транслировать выступления Имрана Хана, а воскресное онлайн-выступление экс-премьер-министра было заблокировано на YouTube.

По словам политика, правительство «боится популярности его партии» среди жителей Пакистана. Использование народной дипломатии — один из важнейших инструментов политики Хана. Сотни сторонников бывшего главы правительства собрались у здания суда 25 августа, где проходило заседание по вынесенным ему обвинениям.
Кто спасет Пакистан?! Имран Хан! Имран Хан! — скандировал народ.
Аллах, армия, Америка
Хотя на первый взгляд кажется, что кризис в стране обусловлен внутриполитическими разногласиями, многие эксперты обращают внимание на отношения Исламабада с другими странами. Внутренние силы в стране разделились на два лагеря: одни выступают за налаживание контактов с Западом, другие — с Россией и Китаем. В ноябре прошлого года между Ханом и командующим армией страны генералом Камаром Джаведом Баджвой разразился скандал из-за споров, сторонника какого курса назначить главой Межведомственной разведки. Развернувшийся на глазах публики конфликт закончился победой Баджвы, и Хан был вынужден снять с поста главы разведки своего союзника.
Есть поговорка: «три кита пакистанской политики — Аллах, армия и Америка». После этого инцидента Имрану Хану не осталось ничего, как уповать на милость Аллаха.
Экс-премьер использует антиамериканскую риторику из-за нежелания портить отношения с Китаем. А дружба с Россией, по его мнению, может помочь с энергоресурсами, с ними у Пакистана большие проблемы, а именно - стране грозит дефолт из-за нехватки денег, Исламабаду срочно нужно 100 млрд. пакистанских рупий ($455,5 млн), чтобы избежать этого. Кроме того, такая позиция востребована среди простых жителей, которые выступают за суверенитет страны.
Баджва же, наоборот, пытается наладить отношения с Вашингтоном. В апреле к нему приезжал бывший спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад, чтобы обсудить развитие американо-пакистанских отношений. В своих выступлениях генерал не раз заявлял о важности стратегических связей с Вашингтоном и призывал правительство осудить политику России на Украине.
Имран не уйдет с улицы
Связывать настрой истеблишмента против Имрана Хана с его пророссийской позицией не стоит, но очевидно, что во внутриполитических разногласиях есть заинтересованность западных стран, отметил в беседе с NEWS.ru доцент Института стран Азии и Африки МГУ Борис Волхонский. По его словам, политик отличается новой концепцией управления страной, что сильно раздражало Вашингтон.
Я бы не называл Имрана Хана пророссийским политиком. Он больше популист. Тот факт, что он приезжал в Россию в день начала спецоперации, совпал просто с датами его визита, который был запланирован задолго до этого. Другое дело, что он его не отменил, за что на Западе раскритиковали Хана. Он внесистемный политик типа экс-президента США Дональда Трампа. Это люди, вышедшие не из старых клановых бюрократических структур, которые легко управляемы Западом. Они отличаются совершенно новым типом правления. Запад выступает против Имрана Хана не только потому, что он совершил «проступок», посетив Россию, но и потому что он менее склонен действовать по команде. Его отставка произошла в лучших традициях «дворцовых переворотов». Это был верхушечный переворот, скорее всего, спонсированный не на пакистанские деньги, — считает Волхонский.
Политолог отметил, что выходом из ситуации могли бы стать досрочные выборы, но противостояние зашло слишком далеко и вряд ли теперь кто-то согласится уступить. Особую роль в дальнейшем развитии событий, по словам эксперта, будет играть пакистанская армия.

Не думаю, что все перерастет в гражданскую войну. Хотя в Пакистане армия держится вне публичной политики, но все-таки все политические вопросы решаются с ее одобрения и согласия. Очень многое будет зависеть от того, какую роль сыграет армия. Это главный хранитель единства страны и политической стабильности, — заключил эксперт.
Предоставив Имрану Хану отсрочку на неделю, пакистанские власти, судя по всему, рассчитывают снизить напряженность между бывшим лидером и нынешним правительством. Однако Хан собирается продолжать акции протеста, что вряд ли приведет к спокойствию внутри страны.