Террористы рвутся к одному из крупнейших городов на севере Сирии. Что там происходит сейчас, есть ли угроза, что против России откроют второй фронт на Ближнем Востоке, какова роль Турции и Украины?
Что происходит в Сирии, кто атакует Алеппо
27 ноября террористы «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ; организация признана террористической и запрещена в России) и союзные протурецкие группировки начали крупномасштабное наступление на севере Сирии, пишет CNN. СМИ отмечают, что это стало первой крупной военной операцией боевиков с 2020 года.
Боевики захватили десятки населенных пунктов и подошли на 10 км к границам города Алеппо, мегаполиса с населением более 2 млн человек. Кроме того, террористы угрожают автодороге М-5, которая соединяет Алеппо со столицей Дамаском и другими крупными городами Сирии.
Коалиция террористических группировок создана членами боевого крыла «Аль-Каиды» (организация признана террористической и запрещена в России), которое под названием «Джебхат ан-Нусра» («Фронт победы»; организация признана террористической и запрещена в России) участвовало в боевых действиях против правительственных сил в Сирии. В 2017 году «Ан-Нусра» захватила большую часть густонаселенной провинции Идлиб, поменяла название на «Хайят Тахрир аш-Шам» («Организация освобождения Леванта», ХТШ) и стремилась при поддержке Турции легализоваться в качестве «оппозиции» властям Сирии во главе с президентом Башаром Асадом.
«Недобитый враг хуже нового врага. Обострение в Сирии. Так, глядишь, бармалеи возьмут Алеппо. Насколько неожиданным может быть это нападение? <...> Это, кстати, один из вариантов „растягивания нашего фронта“. Мы ж не уйдем из Сирии? Но, чтоб остаться, надо кидать туда резервы. А лишних войск у нас нет», — отметил в своем Telegram-канале военкор Александр Сладков.
Сколько территории потеряла армия Сирии, второй фронт против России
Octagon.media 15 октября предупреждало, что противники России могут открыть второй фронт в Сирии, пользуясь тем, что Москва полностью сосредоточена на СВО. Издание предположило, что подготовкой к этому могут быть участившиеся атаки ВС Израиля на союзников Асада (проиранские силы, «Хезболлу» и Корпус стражей исламской революции). Длительное время было известно, что террористы ХТШ контактируют с Киевом, в особенности с Главным управлением разведки МО Украины.
«В провинции Идлиб формируется двухэтажная пирамида американского влияния. С контролирующей этот анклав группировкой ХТШ все активнее контактирует Главное управление разведки (ГУР) Украины. Присланные Киевом военные обучают боевиков управлению боевыми БПЛА, готовя их к совместным действиям против сирийской армии и находящихся на территории страны российских военных. При этом деятельностью ГУР и на Украине, и в Африке, и на Ближнем Востоке руководят представители Разведывательного управления Министерства обороны США (РУМО). Кроме того, на базе ХТШ, Сирийской национальной армии (СНА) и других группировок формируется коалиция, которая, по данным иранских источников, уже договорилась с правительством Израиля о синхронизации ее операций против режима Асада с ударами ЦАХАЛ по военным объектам КСИР на территории Сирии и „Хезболлы“ в Ливане», — предупреждал Octagon.
28 ноября СНА официально объявила, что вступила в бой на стороне ХТШ. Telegram-канал WarGonzo отмечает, что при иностранном содействии в составе СНА была создана первая бригада беспилотной авиации, получившая название «Бригада Аль-Шахин».
Военкор Олег Блохин констатирует, что правительственным войскам САР пока не удается нормализовать ситуацию с наступлением террористов.
«В первый же день наступления они умудрились потерять практически все западное направление от Алеппо, сдав более двух десятков населенных пунктов, потеряв массу народу убитыми, пленными и ранеными, позволив захватить противнику большое количество трофеев в виде оружия и техники. Последствия могли бы быть еще более катастрофическими. Просто у духов нет достаточно живой силы, чтобы более масштабно нахлобучить садыков», — комментирует он ситуацию в своем Telegram-канале.
Террористы ХТШ утверждают, что захватили 13 населенных пунктов, включая стратегические города Урм-ас-Сугра и Анджар, а также одну из баз Сирийской арабской армии. Иранский КСИР признал, что его военные инструкторы понесли потери при атаке боевиков: под Алеппо погиб в том числе бригадный генерал Киюмарс Пурхашеми.
Военкор Александр Харченко в Telegram-канале «Свидетели Байрактара» отмечает, что в некоторых районах атаку боевиков удалось отбить, однако до стабилизации ситуации еще далеко.
«В прошлом подобные прорывы боевиков останавливал прославленный генерал Сухейл аль-Хасан (прозвище — „Нимр“, Тигр), в прошлом командующий „Силами Тигра“, которые впоследствии переименовали в 25-ю дивизию спецназа САА. Ситуация нынешняя повторяет прошлое — позиции сдавались, противнику досталась куча боеприпасов и техники. А потом приходил Тигр и выжигал все дотла», — пишут «Свидетели Байрактара».
Источники, связанные с САА, утверждают, что «Силы Тигра» уже вступили в бой в Идлибе и отбили у ХТШ Кафр-Батих и Джабас. Сирийская авиация и ВКС РФ наносят многочисленные удары по передовым частям и резервам боевиков.
Минобороны Сирии утверждает, что боевики несут серьезные потери.
Роль Турции, что известно о переговорах Асада и Эрдогана
В Минобороны Турции заявили, что «внимательно следят» за происходящим на севере Сирии. Telegram-канал «Рыбарь» отмечает, что одновременно с атакой ХТШ и созданной при непосредственном участии Турции Сирийской национальной армии фиксируются перемещения ВС Турции у границы Сирии.
«В Анкаре вполне могут воспользоваться моментом и начать операцию против курдских [проамериканских] Сирийских демократических сил (СДС) на севере Сирии. Первым вероятным направлением удара выглядит Телль-Рифат и окрестности к северу от города Алеппо», — указывает «Рыбарь».
Целями Турции также могут стать город Манбидж, который протурецкие силы пытаются взять под контроль с 2016 года, а также Кобани и контролируемый курдскими группировками перешеек между занятыми ВС Турции районами на севере Сирии.
«Ранее Турция не шла на это из-за позиции США по „курдскому вопросу“ и сопротивления правительства в Дамаске и его союзников. Однако сейчас для такого рода операций обстановка как никогда благоприятная: у сирийцев рушится фронт в другом месте, а в Вашингтоне заняты другими вещами», — отмечает «Рыбарь».
Летом 2024 года СМИ сообщили о возможной подготовке первой встречи президента Сирии Башара Асада и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с 2011 года. Страны находятся в конфликте с 2011 года, когда в Сирии началась гражданская война, которая переросла в войну против террористов «Аль-Каиды» и «Исламского государства» (запрещено в РФ), и военную интервенцию США. Анкара поддерживает «умеренную вооруженную оппозицию», которая контролирует районы на севере Сирии; Дамаск обвиняет Турцию в пособничестве террористам и оккупации своей территории под предлогом борьбы с курдскими боевиками. Встреча Асада и Эрдогана так и не состоялась.
«Турецкий источник в службах безопасности сообщает о том, что Турция поддерживает военную операцию сирийских повстанцев в Идлибе и что целью операции является восстановление границ зоны деэскалации 2019 года вблизи Алеппо. То бишь ситуация для Асада неприятная, но и несмертельная», — утверждает израильский Telegram-канал «Восточный синдром» со ссылкой на турецкого журналиста Реджепа Сойлу.
На фоне эскалации в Сирии Башар Асад 28 ноября прибыл в Москву. По данным источников, идет подготовка его встречи с Владимиром Путиным, однако президент России сегодня находился на саммите ОДКБ в Казахстане.
«Конфликт в Сирии развивается по самому плохому сценарию. Асад прибыл в Москву незапланированно, о чем говорит явный рассинхрон с действиями Путина, который сегодня работает в Астане на саммите ОДКБ. Сирии срочно нужны оружие и войска, но Россия вряд ли может помочь — все ресурсы задействованы на СВО в Украине. При этом масштаб проблем Асада пока неясен», — указывает Telegram-канал «Разумная Россия».
Читайте также:
Удары по энергетике Украины 28 ноября: миллионы остались без света
«Сколько еще должно умереть?»: мобилизация с 18 лет, реакция Маска
«Мы не боимся конца света»: что сказал о ядерной войне патриарх Кирилл